Основания и порядок прекращения служебных полномочий (увольнение со службы)
Ответственность служащих за служебные проступки. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды
Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих
Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы
Прохождение службы и аттестация государственных и муниципальных служащих
Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе
Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.
Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы
|
|
Виды службы и служащих по действующему законодательству
Существует много видов службы: государственная и муниципальная служба, гражданская служба в общественных организациях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц. В каждом из этих видов службы по различным классификационным основаниям можно выделить много разновидностей. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063) выделяет три главных вида государственной службы.
1. Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Государственная гражданская служба имеет ряд разновидностей по сферам, отраслям и видам государственной деятельности; общей правовой основой ее организации и функционирования является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215).
2. Государственная военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
|
|
3. Государственная правоохранительная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Закон, регламентирующий федеральную государственную правоохранительную службу, пока не принят.
Государственная служба субъектов РФ может быть только гражданской и регулируется их законодательством, в котором по образцу и подобию федерального закона регламентированы все вопросы организации и функционирования государственной службы в масштабах и территориальных пределах субъекта Федерации.
Муниципальная служба — основные стороны ее организации и деятельности регулируются в общем виде Федеральным законом от 6 ноября 2003 г. № 131-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и более детально — в законодательстве субъектов Федерации.
Общественная служба в различного рода общественных объединениях (в политических партиях и движениях, в профсоюзах, в профессиональных, творческих и иных общественных объединениях) регламентируется прежде всего их уставами и — частично — федеральным и субъектов Федерации законодательством (порядок представления общественных служащих к государственным наградам, применение мер правовой ответственности и ряд других вопросов).
Гражданская служба в государственных унитарных предприятиях и социально-культурных учреждениях также регламентируется их уставами и в значительной мере — нормативно-правовыми актами федеральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти, которые выступают учредителями этих организаций и утверждают их уставы.
Частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц нормативно-правовым регулированием охвачена лишь частично, в отношении некоторых ее разновидностей. Частная детективная и охранная служба регламентируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Деятельность адвокатов по обслуживанию частных интересов конкретных физических и юридических лиц регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а государственная деятельность частных нотариусов в самом общем плане и весьма неполно регулируется Основами законодательства РФ о нотариате.
Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее элементом. Как важнейший элемент и атрибут государства она не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельности различных категорий государственных служащих.
В содержание организационно-правового института государственной службы входят три взаимосвязанных элемента: 1) организация деятельности личного состава государственного органа, его служащих (учредить должность в структуре государственного аппарата, определить круг обязанностей и полномочий по каждой должности, порядок замещения этой должности и т. д., причем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий начнет свою профессиональную деятельность по осуществлению определенных государственных функций и полномочий); 2) сама служебная профессиональная деятельность личного состава государственного органа (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного органа; 3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).
|
|