Виды службы и служащих по действующему законодательству

Основания и порядок прекращения служебных полномочий (увольнение со службы)

Ответственность служащих за служебные проступки. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды

Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих

Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы

Прохождение службы и аттестация государственных и муниципальных служащих

Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе

Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.

Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы

Виды службы и служащих по действующему законодательству

Существует много видов службы: государственная и муници­пальная служба, гражданская служба в общественных организа­циях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц. В каждом из этих видов службы по различ­ным классификационным основаниям можно выделить много разновидностей. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063) выделяет три главных вида госу­дарственной службы.

1. Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на долж­ностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных орга­нов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, за­мещающих государственные должности субъектов РФ. Государ­ственная гражданская служба имеет ряд разновидностей по сфе­рам, отраслям и видам государственной деятельности; общей правовой основой ее организации и функционирования являет­ся Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215).

2. Государственная военная служба представляет собой про­фессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинс­ких (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

3. Государственная правоохранительная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные зва­ния и классные чины. Закон, регламентирующий федеральную государственную правоохранительную службу, пока не принят.

Государственная служба субъектов РФ может быть только гражданской и регулируется их законодательством, в котором по образцу и подобию федерального закона регламентированы все вопросы организации и функционирования государствен­ной службы в масштабах и территориальных пределах субъекта Федерации.

Муниципальная служба — основные стороны ее организации и деятельности регулируются в общем виде Федеральным зако­ном от 6 ноября 2003 г. № 131-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и более детально — в законодательстве субъектов Федерации.

Общественная служба в различного рода общественных объе­динениях (в политических партиях и движениях, в профсоюзах, в профессиональных, творческих и иных общественных объе­динениях) регламентируется прежде всего их уставами и — частично — федеральным и субъектов Федерации законодатель­ством (порядок представления общественных служащих к госу­дарственным наградам, применение мер правовой ответствен­ности и ряд других вопросов).

Гражданская служба в государственных унитарных предпри­ятиях и социально-культурных учреждениях также регламенти­руется их уставами и в значительной мере — нормативно-пра­вовыми актами федеральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти, которые выступают учредителями этих организаций и утверждают их уставы.

Частная служба по различным видам обслуживания физи­ческих и юридических лиц нормативно-правовым регулирова­нием охвачена лишь частично, в отношении некоторых ее раз­новидностей. Частная детективная и охранная служба регламен­тируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федера­ции». Деятельность адвокатов по обслуживанию частных инте­ресов конкретных физических и юридических лиц регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокат­ской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а государственная деятельность частных нотариусов в самом об­щем плане и весьма неполно регулируется Основами законода­тельства РФ о нотариате.

Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и являет­ся ее элементом. Как важнейший элемент и атрибут государства она не может быть сведена лишь к характеристике профессио­нальной служебной деятельности различных категорий государ­ственных служащих.

В содержание организационно-правового института государ­ственной службы входят три взаимосвязанных элемента: 1) орга­низация деятельности личного состава государственного органа, его служащих (учредить должность в структуре государственно­го аппарата, определить круг обязанностей и полномочий по каждой должности, порядок замещения этой должности и т. д., причем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий начнет свою профессиональную деятельность по осуществлению определенных государственных функций и полномочий); 2) сама служебная профессиональная деятельность личного состава государственного органа (его служащих), в про­цессе и в результате которой реализуется компетенция соответ­ствующего государственного органа; 3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государствен­ных служащих (указание и закрепление в соответствующих нор­мативно-правовых актах задач, функций и полномочий, орга­низационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: