Человек сам творец истории, но изучение ее невозможно без по- знания истории возникновения Вселенной. Человек – существо исто- рическое, посредством истории он познает окружающий мир и себя в нем. При этом у него в рамках исторической эпохи формируется оп- ределенное мировоззрение, закрепляясь в сознании. В историческом сознании совмещены три временные проекции общества: его про- шлое (генезис), его настоящее (данная стадия общественного разви- тия) и его будущее. В цивилизационном обществе историческое соз- нание наполняется ответами на эти важные вопросы.
Изучение курса «История России» в высшей школе определяет-
ся важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, воспитательная, политическая, мировоззренческая.
Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и деятельности госу- дарства на различных этапах его истории. Лишь познав историю сво- ей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.
|
|
Воспитательная функция выражена в высказывании: «История – наставница жизни». На исторических примерах люди культивируют уважение к добру, справедливости, свободе, равенству и многим дру- гим человеческим ценностям. Знание истории формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества.
Политическая функция позволяет определить тенденции разви- тия российского общества и государства, помогает вырабатывать по- литический курс, принимать правильные, оптимальные решения по- литического характера.
Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строит- ся наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей понимани- ем исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
История России – часть мировой истории. Авторы учебника стремятся показать, как в рамках общемировых закономерностей раз- вивалось российское общество и государство.
Невозможно представить историческую науку без источникове- дения. Источники изучения истории России весьма обширны и слож- ны. Это прежде всего летописи, документы и материалы правительст-
венных органов, политических партий и общественно-политических движений, произведения и мемуары выдающихся деятелей России, периодическая печать, документы и материалы музеев, кинофотофо- нодокументы. Значительная группа документальных источников, от-
ражающих внешнеполитическую деятельность России, хранится за рубежом. Там же есть источники по истории эмиграции России.
Важной исторической дисциплиной является историография,
изучающая развитие исторических знаний и исторической науки.