Слушатели на лекции вносят в тетради только ее наиболее важные положения, определения и выводы. Такой способ снимает проблемы нехватки времени для организации диалога, постановки и разрешения проблемных задач и т. д. Наконец, лекция по определению предназначена в большей мере для слушания и в меньшей — для ведения полной записи ее содержания.
Второй способ
Слушатели максимально записывают всю речь лектора в рабочие тетради. Данный способ снимает проблему пропуска в записях слушателей каких-то фрагментов, важных положений. Конспект выглядит более стройно и логично.
Третий способ
Слушатели вносят в конспекты лишь мысли, возникающие у них на основе услышанной в ходе изложения лекции или разрешения проблемной ситуации, другой важной информации. Такой конспект первично выглядит обрывочно-фрагментарным. Система в таком конспекте появляется после обстоятельной самостоятельной работы над записями и дополнительными источниками.
Четвертый способ
Слушатели только слушают лекцию, активно диалогизируя, а конспект составляют после занятий. («Нагрузку надо делать не на карандаш, а на ум», — утверждают приверженцы данного способа.) Если деятельность слушателей и на лекции, и после нее будет носить творческий характер, знания и конспекты будут соответствовать затраченному труду.