Одной формы может быть покрыт развитием другой (О. Липманн,: Л. Линдворский, X

Боген). Число факторов интеллектуальной деятельности растет, вместе с ним растет

Многообразие дефектов и возможности их замещения (Л. Линдворский).

Все названные выше формы изучения умственно отсталого ребенка, равно как и

Все прочие методы, обычно применяющиеся при подобных исследованиях,

Вспомогательного значения которых нельзя отрицать, могут иметь научное

Применение только на фоне длительн ого изучения ребенка в процессе воспитания.

Мы должны изучать, в конце концов, не дефект, а ребенка с тем или иным дефектом;

Поэтому целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей

Средой должно лечь в основу всех исследований. Да нные педагогического

Наблюдения могут быть дополнены систематическим наблюдением по определенной

Схеме (например, С. С. Моложавого), данными естественного эксперимента или

Педагогического эксперимента. Только зная эмоциональную, волевую и другие сторо

Ны ребенка и общий тип его социального поведения (лейтлинию), мы сможем

Правильно подойти к его умственному дефекту.

Всякий органический дефект реализуется в поведении ребенка как социальное

Снижение его позиции. Эти вторично-психологические образования (чувство

Малоценности и т. п.) должны быть учтены при изучении умственно отсталого

Ребенка. Динамика дефекта (компенсация, упражняемость функций, способность

Изменяться) определяется именно его социально-психологическими осложнениями

(коэффициент воспитуемости).

Трудновоспитуемые дети

К трудновоспитуемым детям в собственном смысле слова должны быть отнесены

Функциональные случаи уклонения от нормы в поведении и развитии. Природа таких

Случаев большей частью заключается в психологическом конфликте между ребенком и

Средой или меж ду отдельными сторонами и слоями личности ребенка. Поэтому

Изучение трудновоспитуемых детей всегда должно исходить из исследования

Основного конфликта.

На первых порах за исходную точку при выработке методики изучения трудного

Детства можно принять схему разделения, предложенную и применяемую В. Груле,

Который различает 1) случаи трудновоспитуемости; обусловленные травмирующими

Влияниями среды (M ilieu-М); 2) случаи, обусловленные внутренне-психологическими

Факторами в развитии ребенка (Ania-ge-А);. 3) смешанные случаи (МА), которые, в

Свою очередь, распадаются на два класса в зависимости от доминирующего значения

Того или другого фактора (Ма и Am). Внутренне-психологические факторы (А) отнюдь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: