Других функций организма; он толкает, побуждает организм к усиленной
Деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть
Затруднения. Это общий закон, одинаково приложимый к биологии и психологии
Организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации, т. е. недостаток
Оказывается стимулом повышенного развития и деятельности. Различают два основных
Вида компенсации: прямую, или органическую, и непрямую, или психическую. Первая
Имеет место большей частью при повреждении, или удалении одного из парных
органов. Напри мер, при удалении одной почки, одного легкого и т. д. другой:
Оставшийся парный орган компенсаторно развивается и принимает функции больного
Органа. Там, где прямая компенсация невозможна, задачу берет на себя центральная
Нервная система и психический аппарат человека, создавая над больным или
Недостаточным органом защитную надстройку из высших функций, обеспечивающих его
|
|
Работу. По мнению А. Адлера, ощущение дефективности органов служит для индивида
Постоянным стимулом к развитию психологии.
Воспитание ребенка с тем или иным физическим дефектом опирается обычно на
Непрямую, психическую, компенсацию, так как прямая, органическая, компенсация
Слепоты, глухоты и т. п. недостатков невозможна.
Три основных типа дефекта. Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения
Его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В
Деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих
Различные функци и: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств),
Ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами,
Железами) и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов
По-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание. Соответственно этому
Следует различать три основных типа дефекта: повреждение или не достаток
Воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота), повреждение или
Недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или
Повреждение центральной нервной системы (слабоумие). Не только тип дефекта, но и
Тип комп енсации во всех трех случаях будет различный.
3. Психофизиологическая основа воспитания ребенка с дефектом. "По существу между
Нормальными и ненормальными детьми нет разницы,-говорит П. Я. Трошин. - Те и
Другие - люди, те и другие - дети, у тех и у других развитие идет по одним
законам. Разница з аключается лишь в способе развития" (1915, с. XIII). Всякое