Воспитание в конечном счете сводится к установлению некоторых новых форм

Поведения, к выработке условных реакций, или условных рефлексов. Со стороны

Физиологической принципиально не существуе т никакой разницы между воспитанием

Дефективного ребенка и воспитанием нормального ребенка. Одно из важнейших для

Педагогики положений современной экспериментальной физиологии гласит, что

Условные формы поведения (условные рефлексы) завязываются прин ципиально

Одинаковым образом с различных органов чувств. Условный рефлекс может быть

Воспитан с глаза так же, как с уха, с уха так же, как с кожи. Важно ведь не то,

Чтобы слепой видел буквы, важно, чтобы он умел читать. Важно, что слепой читает

Соверш енно таким же образом, каким читаем и мы, и обучается этому так же, как

Нормальный ребенок. Поэтому формула Куртмана, гласящая, что слепого, глухого и

Слабоумного нельзя мерить той же мерой, что и нормального, должна быть заменена

Как раз обратной: к слепому, глухонемому и т. п. ребенку, с точки зрения

Психологической и педагогической, должно и можно подходить о той же мерой, что и

К нормальному. Однако способ развития и воспитания у дефективного ребенка

Существенно иной, чем у нормального, и поэт ому техника обучения ребенка с

Дефектом при абсолютном принципиальном тождестве психологической природы этого

Процесса с обучением нормального ребенка будет всегда отличаться глубоким

Своеобразием. Читать глазом и читать пальцем - принципиально одно и то же, но

Технически глубоко отлично одно от другого. Это и вызывает необходимость

Создания специальной системы воспитания и обучения дефективного ребенка (сурдо-

И тифлопедагогики, т. е. педагогики слепого и глухого ребенка, и т. д.). Разница

Символи ки, способа, техники, формальных навыков при абсолютном тождестве

Содержания всякого воспитательного и образовательного процесса - таков основной

Принцип специального воспитания.

Социально-психологическая основа воспитания ребенка с дефектом. Всякий

Телесный недостаток не только изменяет отношение человека к физическому миру, но

Сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребенок есть прежде всего

Особенный ребенок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое,

Какк другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную

Позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты,

Определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника

Жизни, все функции общественного бытия перестраиваются; физический дефект в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: