Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующий ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
Интеграция основывается на концепции «нормализации,1976г., в основу которой положена идея о том что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Применительно к детям это означает, что:
- ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;
- ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;
- лучшим местом для ребенка является его родной дом и обязанность местных властей способствовать тому чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в свои семьях.
- учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми не были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Одним из первых идею интегрированного обучения обосновал Л.С.Выготский. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России. Низкая познавательная деятельность (отсутствие интереса к занятиям, плохая сосредоточенность, медлительность, пониженная переключаемость психических процессов; ЗПР. или заторможенности;
- застенчивости, робости.
Наблюдается сочетание возбудимости с плаксивостью, капризностью, реакцией протеста.
3) своеобразие формирования личности:
- отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, личностная незрелость (наивность суждений, слабая ориентировка в бытовых и практических вопросах;
- легко формируются иждивенческие установки, неспособность к самостоятельной, практической деятельности;
- из-за трудностей социальной адаптации - формирование робости, застенчивости, неумение постоять за свои интересы; повышенная обидчивость, впечатлительность, замкнутость.
Специальная педагогика и гуманистические образовательные системы: