Преступления против безопасности человечества

Такие две разновидности преступлений против мира и безопасности человечества, как преступления против человечности и военные преступления нередко объединяют в более обширную подгруппу преступлений против безопасности человечества, которые также именуются серьезными нарушениями международного гуманитарного права [281].

Международное гуманитарное право является сегодня одной из динамично развивающихся и востребованных отраслей международного права, что обусловлено возникновением в мире все новых и новых вооруженных конфликтов. Оно становится сегодня подлинно глобальной (универсальной) отраслью международного права, о чем свидетельствуют большое количество ратификаций (их 192 по числу всех государств-членов ООН) и присущие этой отрасли принципы и нормы регулирования международных отношений, предназначенных для защиты гуманитарных основ человеческого общежития и обеспечения безопасности жизни на Земле[282].

Международное гуманитарное право в значительной степени способствовало становлению и развитию международного уголовного права, прежде всего в целях защиты основных прав человека в условиях вооруженных конфликтов. Некоторые ученые считают, что оно представляет собой совокупность норм, закрепленных в Гаагских (1907 г.), Женевских (1949 г.) конвенциях и Гаагской конвенции 1954 г. Однако, при нынешнем состоянии международного гуманитарного права (международного права вооруженных конфликтов) его деление на «Гаагское право» и «Женевское право» носит, скорее, исторический характер, особенно с момента принятия Дополнительного протокола I 1977 г., который принадлежит тому и другому[283].

Другие полагают, что эта новая отрасль должна называться «международным гуманитарным правом вооруженных конфликтов», которое сформировалось на стыке двух уже сложившихся отраслей: права вооруженных конфликтов, или права войны (jus in bello), и международно-правовой защиты прав человека[284]. В ходе работы Дипломатической конференции 1974–1977 гг. сформировалось такое понятие, как «международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов», которого придерживается в своей практике МККК. Под этим правом понимается развернутая система договорных и обычных принципов и норм, которые регулируют отношения между воюющими сторонами в период вооруженных конфликтов в целях ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв, лиц, не принимавших или прекративших принимать участие в военных действиях, а также защиты культурных ценностей, и которые устанавливают ответственность за их нарушение[285].

Так, А. Я. Капустин и Е. В. Мартыненко, сравнивая «международное гуманитарное право» и «право вооруженных конфликтов», отмечают их различные цели, несовпадающие функции и предметы правового регулирования. Международное гуманитарное право занимается вопросами защиты прав человека в условиях международного и немеждународного вооруженного конфликта, ограничения или запрещения способов и методов вооруженной борьбы с целью обеспечения прав человека и гуманизации вооруженной борьбы, а также устанавливает ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права. Право вооруженных конфликтов регламентирует вопросы временных и пространственных границ вооруженного конфликта, ограничение или запрещение способов, методов и средств ведения вооруженной борьбы, способов и форм приостановления и окончания вооруженной борьбы, статус нейтралитета в процессе вооруженного конфликта, а также закрепляет ответственность за военные преступления [286].

В последнее время развивается процесс конвергенции таких двух отраслей международного права, как международное гуманитарное право и «международное право прав человека»[287]. Поворотным пунктом, ознаменовавшим начало сближения этих отраслей, стала Международная конференция по правам человека в Тегеране 1968 г., в ходе которой ООН впервые рассмотрела вопрос о применении права прав человека к ситуации вооруженного конфликта[288]. Так, содержание и формулировка ст. 75 ДП I 1977 г. были прямо подсказаны основными документами из области прав человека: принцип недопустимости дискриминации, запреты, связанные с обеспечением физического и психического благополучия человека, запрет на незаконное задержание. Более того, стали создаваться правовые инструменты, которые соединяют элементы гуманитарного права и права прав человека и нормы, применимые в равной мере как в мирное, так и в военное время. Ярким примером является «Декларация минимальных гуманитарных стандартов» 1990 г., принятая экспертами в Турку и провозглашающая принципы, «которые применимы во всех ситуациях, включая ситуации насилия, волнений и напряженности внутри страны, а также чрезвычайной опасности для государства, и отступление от которых недопустимо ни при каких обстоятельствах» (ст. 1)[289].

В научных трудах обычно утверждается, что именно и исключительно в международном гуманитарном праве установлена ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм о применении средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения[290]. Однако, как справедливо замечает, Р. Адельханян, при этом нередко смешиваются предметы и задачи двух формирующихся самостоятельных отраслей международного права – «международного гуманитарного права» и «международного уголовного права»[291].

Под общим термином «серьезные» (или «грубые») нарушения норм международного гуманитарного права преступления против человечности и военные преступления также объединяются в целом ряде международных документов. Так, в Преамбуле Соглашения о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 г. указывается на такие «грубые нарушения международного гуманитарного права», как «применение запрещенных средств и методов ведения военных действий, нападение на гражданское население и гражданские объекты, взятие заложников, пытки и иные виды посягательства на человеческое достоинство и тому подобное». В Уставе Международного Трибунала по бывшей Югославии 1993 г. перечислено четыре категории серьезных нарушений международного гуманитарного права: 1) серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года; 2) нарушения законов или обычаев войны; 3) геноцид; 4) преступления против человечности (ст. 2–5)[292].

Сегодня международное гуманитарное право включает около 85 различных международных договоров, деклараций и иных актов. При этом только сами Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. насчитывают свыше 600 статей. Большинство положений международного гуманитарного права являются нормами прямого действия и не требуют принятия специальных дополнительных мер правового, организационного, просветительского и иного характера на национальном уровне, порой достаточно одного факта подписания и ратификации соответствующего международного соглашения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: