Доклад Заместителя Народного Комиссара по Иностранным Делам Г. В. Чичерина о Брест-Литовском мирном договоре на IV Чрезвычайном Всероссийском Съезде Советов

14 марта 1918 г.

Товарищи, те чрезвычайно тяжелые условия мира, ратификация которого предлагается нынешнему собранию, были в буквальном смысле слова продиктованы нам германским империализмом в то время, когда русская армия была демобилизована и сама демобилизовалась и отступила, не оказывая никакого вооруженного сопротивления. В это время германская армия совершила вооруженное наступление на беззащитную Россию, и она совершила это наступление под лозунгом восстановления порядка. Ее выступлению предшествовало распрострапение листков, призывающих буржуазию оказывать поддержку приближающейся германской армии. Германская армия вступила при ликовании буржуазии, подготовлявшей ее наступление.

В этой обстановке, при невозможности оказания вооруженного сопротивления, германский ультиматум был принят ВЦИК, и тем не менее наступление германских войск продолжалось и после того, как наша делегация выехала в Брест-Литовск. Первым актом нашей делегации было— при занятии германскими войсками Пскова— требование приостановления дальнейшего наступления, и тем не менее наступление продолжалось. Нам было заявлено, что наступление будет продолжаться вплоть до того момента, когда мир будет подписан. В такой обстановке происходили так называемые переговоры в Брест-Литовске. В сущности, это ие были переговоры, это было продиктование вооруженной силой условий мира одной стране, не имевшей возможности защищаться. Когда начались 1наши заседания в Бресте, 'наша делегациятреждевсегопотребовала сообщения всего материала всех изготовленных противной стороной проектов, и, после того как эти проекты 'были иам сообщены, мы знали, что нам предстоит. После этого, прежде втего на собрании представителей делегаций, председатель нашей делегации заявил, что мы будем подписывать мир, «е обсуждая его, что мы отказываемся от всякого обсуждения, являющегося бесцельным в данной обстановке.

И действительно, какое могло быть обсуждение в то время, когда наступление германских войск продолжалось в беззащитную страну и когда переговоры могли создать лишь фикцию, иллюзию соглашения, лишь иллюзию того, будто мы можем иметь какое-либо влияние на исход переговоров, будто между народами России, Австрии и Германии происходит какое бы то ни было соглашение.

В момент подписания мира мы выступили с декларацией, в которой заявили, что при данных условиях, при тех послы -


хаН'Ных в истории /насильственных действиях, которые к нам применялись, мы вынуждены мир подписать, но мы отказались от всякого его обсуждения.

Другая декларация была нами сделана специально по вопросу об отделении Батума, Карса и Ардагана после того, как Центральным] Исполнительным] Комитетом были приняты ультимативные условия м.ира германского правительства и его союзников; после того как мы прибыли в Брест-Литовск, нам было предъявлено еще одно новое условие, ухудшавшее прежний ультиматум, а.именно: отделение от России Карса, Батума <и Ардагаиа, причем нам было сообщено, что это есть минимальное требование противоположной стороны. И поэтому, кроме нашей общей декларации о подписании мира без обсуждения, (нами была сделана еще специальная декларация протеста по поводу нового условия, еще ухудшавшего связанный нам ранее ультиматум.

J 1ерсходя к фактическому расе мел рению условии мира, я должен указать, что территории, на которые условия мира распространяются, разделяются на пять категорий. Первая категория это есть территории, окончательно отходящие от российского верховенства, это есть территории, лежащие к западу от линии, намеченной еще при первых брестских переговорах, от линии, проходящей к северу от Риги, затем переходящей непосредственно к югу от Двинска и затем направляющейся па юг к западу от Вильно вплоть до Брест-Литовска. К западу от этой линии остается Курляндия и наибольшая часть Лифляпдии, Литва и Польша. Эта территория окончательно отходит от верховенства России, причем ее будущее устройство будет определено германским и австро-вешерским правительствами m согласии с их.населением. Эта крайне неопределенная фраза есть единственное, что осталось от фикции самоопределения, под флагом которой при первых брестских переговорах эти области отнимались.

Другая категория — это есть Каре, Ардаган и Батум. Относительно этих областей договор не.высказывает ясно, что эти области от России отходят, — эти области очищаются от русских войск, Россия не будет вмешиваться в их новую органитлцию. Пошли строй будет установлен в согласии с соседними государствами, в особенности с Турцией. В данном случае аннексия имеет несколько более прнирьпмй вид, чем в первом елучле, по сущпоси. ее, p.i»умиегся, оскн'тся той же.

Третья кати прпя это есть Эст [япдпя п Лифляпдия. Эстляпдпя п Лифляпдия занимаемся германской полицейской властью; полицейская пл.^ть эш те означает полицейских, это значит, 'по эти области Mojyr быть заняты и армией, но армией в целях иеголпепия полицейских функций.

Эстляндия и Лпфлип ши Занимаются германскими войсками в чисто полицейских целях, с целью установления


общественного порядка, и будут занимаемы ими вплоть до того момента, когда так называемый общественный порядок будет обеспечен собственными учреждениями и государственный порядок будет восстановлен.

Следующая, четвертая, категория — это есть мести ости, временно занятые германскими войсками. К востоку от черты, отделяющей указанные ранее местности, германские войска продвинулись вперед на кое-где значительные расстояния: занят Псков, например, занят Двине к. Эти местности будут оккупированы германскими войсками до заключения всеобщего мира, до полной демобилизации русских войск.

Пятая категория — это есть Украина и Финляндия. В Финляндии и.в Украине вмешательство Германии происходит под фикцией оказания помощи дружественному правительству. Германское правительство исходит,из того якобы, что в Финляндии и на Украине имеются свои законные правительства, которые обратились к Германии за помощью. Условия, предъявленные нам, заключаются в том, чтобы очистить Украину и Финляндию от наших войск и Красной гвардии и тем самым предоставить их на полное растерзание германским.войскам. Относительно Украины имеется специальное постановление, что Россия обязуется заключить мир о Украинской Народной Республикой. Что такое Украинская Народная Республика? Это дан дно из дальнейшего. Россия обязуется признать мирный договор между этим государством и державами Четверного союза. Но мирный трактат с державами Четверного союза был заключен именно буржуазной радой. Итак, очевидно, что мир, который Россия обязуется заключить, должен быть миром с буржуазной радой.

Кроме Финляндии, должны быть очищены от русских войск также Аландские острова. Аландские острова ие должны быть укрепляемы; позднее это ограничение было отменено. Теперь это ограничение восстанавливается, н, кроме того, должно быть заключено соглашение об Алпндских островах между Германией, Финляндией и Швецией. Германская печать указывает, что таким путем, посредством всех этих постановлений, создастся пояс, более или менее ясно принадлежащий Германии или находящийся под германским протекторатом или полупротекторатом, местностей, являющихся как бы оплотом против революционной «заразы», идущей с Востока. В дополнение к этому пункту специальный пункт трактата обязывает Россию прекратить революционную агитацию, направленную против держав Четверного союза или же учреждений, причем этот пункт имеет характер обоюдный: как та, так и другая сторона обязуются прекратить агитацию против правительства другой стороны и их государственных и военных учреждений. Затем специальное постановление обязывает Россию прекратить также агитацию


против Финляндского правительства и против Украинского правительства.

В целях гарантирования дальнейшей безопасности Россия, во-первых, обязуется произвести полную демобилизацию своей армии, включая и вновь образованные войсковые части, т. е. Красную Армию. Но здесь.идет речь о демобилизации, а не о расформировании, речь идет, таким образом, о переходе на мирное положение, но не о полном уничтожении армии. Что касается флота, то военные суда России должны быть введены в русские гавани и оставлены там до всеобщего мира или немедленно разоружены. В такое же положение должны быть поставлены суда других держав, воюющих против Германии и ее союзников. Таким образом, доступ в Россию преграждается ее прежним союзникам морским путем. Таким образом, отменяется возможность России, в случае желания продолжать воину, помогать прежним союзникам морским путем. К этому нужно прибавить, что так называемая нейтральная зона сохраняется па Ледовитом океане— и только па Ледовитом океане.

Имеется еще специальный пункт о Персии и об Афганистане, предусматривающий признание их полной независимости и неприкосновенности.

Обе стороны отказываются от всякой контрибуции, т. е. от возмещения военных расходов, и отказываются от возмещения только тех убытков, которые были произведены в зоне военных действий. Это означает, что те убытки, которые были произведены германской армией в местностях оккупированных, лому возмещению не подложат, и, наоборот, убытки, ангинные с (Ионной и произведенные в тылу, возмещению подлежат. Э|«1 отап.я, очевпдпи, выгодна для германского правительства и невыгодна для борющихся прошв Германии государств. К основному дел опору с 4-м я до ржава мл присоединены первые 4 Дополнительных договора между Россией и каждым из четырех государств, до сих пор против нее борющихся, Дополнительные договоры по поводу восстановления правовых отношений и 4 приложения экономического содержания, заключающие в себе торговые договоры между Россией и ее 4-мя противниками. Что касается Дополнительных правовых договоров*, то образцом для всех 4-х договоров послужил трактат с Германием. Эт оси. io мельчайших деталей разработанный план 'восстановлении правовых отношений после прекращения сосюяпия войны. Я отмечу несколько наиболее существенных пунктов. Прежде всего восстанавливаются все имевшие силу до войны трактаты между Россией и Германией. По в течение 6 месяцев после прекращения войны и Россия и Германия могут отказаться от

* В тексте — дополнительного 'Правового договора.

(i6U


всякого из прежних договоров, от которых они отказаться пожелают. Таким образом, сохранение договоров чисто номинальное. И та и другая сторона вполне свободны отказаться от всяких имевших ранее силу договоров. Наиболее важны в этом трактате 2 главы: о восстановлении частно-правовых отношений и о вознаграждении за убытки, причиненные невоенными действиями.

Наиболее важны 2.статьи, которые имели в виду наше навое советское законодательство: статья, относящаяся к аннулированию государственных займов, и статья, относящаяся IK экспроприации частной собственности в России. Что касается первой, то прежде всего постановляется, что вое кредиторы восстанавливаются в своих правах, в том числе и держатели русских государственных займов — германские подданные. Они восстанавливаются в своих правах. Но это постановление не применяется по отношению к другой стороне, которая только после подписания мирного договора перешла к подданным другой страны. Это значит, что лишь те государственные ценности, которые до подписания трактата находятся в германских руках, должны быть оплачиваемы. Это значит, что германские подданные ие могут приобретать русских государственных] ценностей во Франции, Англии и др[угих] странах после подписания мира и предъявлять их нам для оплаты. KaiK я сказал, мы не вели переговоров, но мы вначале ознакомились с тем материалом, который нам предлагался, и в порядке ознакомления мы выслушали толкования германских дипломатов. В частности, одно из руководящих лиц германского министерства иностранных дел в разговоре с нами, в частности со мной, истолковывая данную статью, указало, что Германией будут приняты немедленно меры для того, чтобы к оплате были предъявлены лишь те русские госу-даретв[енные] цени гост и, которые до оих пор находились в германских руках. При этом он указал, что, по подсчету гермнн-C1KOTO правительства, в гермпнсмпх руках находится не более чем полмиллиарда русских государственных ценностей.

Другая статья относится к экспроприации земельной собственности, концессий, права собственности на недра земли и акций. Эта статья прежде всего имеет в виду ту экспроприацию германских земельных еобетвенностей, которая была произведена еще при царском правительстве. Однако и [в] ее нынешнем виде она целиком имеет в виду наше нынешнее советское законодательство. Она имеет в виду следующее: все имущественные права германских подданных вообще должны быть восстановлены, но это постановление не применяется, поскольку утверждаемое имущество перешло в руки государства или местных самоуправлений и остается в их обладании на основании законодательных актов, обязнюль-ных для (всех обитателей страны и для всех имуществ оди-


накового рода. В этих случаях вознаграждение владельца определяется согласно указанной статье, т. е. особой комиссией. И гак, поскольку в России была произведена экспроприация -частой собственности и поскольку этим затронуты интересы германских подданных, нам предоставляется.возможность от них, так сказать, откупиться. При этом, опять в порядке толкования, нам было указано тем же самым автором этого проекта, что там будет дана возможность откупиться сравнительно, по их мнению, скромной суммой, причем было названо 3 миллиарда.

Следующая глава посвящена обмену военнопленными, и -в этой главе принято как раз предложение русской делегации, сделанное на первых брестских переговорах, а именно: германское правительство требовало, чтобы за содержание военнопленных было уплачено той страной, в которой эти военнопленные состоят подданными, другими словами, России должна бы уплагшь колоссальную сумму, скрытую контрибуцию за содержание русских военнопленных в Германии. Русская делегация требовала, чтби те военнопленные, которые работали, тем самым считались погасившими своей работой расходы по их содержанию. Это требование было сделано еще при первых брестских переговорах и было принято германским правительством и включено в окончательный текст мирного договора. Итак, Россия должна уплатить за содержание лишь тех военнопленных, которые в Германии не работали. Поскольку они работали на государство или на частных предпринимателей, они тем самым погасили издержки ил их содержание.

И главр об амнистии заслуживает внимания следующее: не только дастся амнистии военнопленным, бывшим на территории той и другой страны, но каждая страна обязуется амнистировать своих собственных граждан, бывших военнопленных другой стороны, поскольку на территории противника они могли участвовать в каких-либо работах, направленных против (интересов их отечественного государства. Специальный пунжт относится iK обитателям тех местностей, которые отходят окончательно от верховенства России.,По отношению к. ним обе стороны — и Россия и Германия—освобожден их o'i наказания за ihx политическое и военное поведшие' до р.пифнк.тцп" мирного трактата. Германия, однако, сохраняет ja moon пр.иио и лдмииис!ратинпом порядке содержать их и заключении, поскольку jto необходимо, по ее мнению, для поенной oejoiue-мости.

Я we буду каслп.сн остальных постапоилепип, имеющих второстепенным хлракнэр, укажу только, что после подписания трактата через четыре месяца должна собраться комиссия для его дополнении п разрешения вытекающих из него вопросов. Вол pot о том, и какой форме должен быть

(.71


Поставлен вопрос о выкупе По отношению германских подданных, права которых нарушены, все это должно быть 'выработано в течение четырех месяцев после заключения мира.

Такой же дополнительный трактат заключен с Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, при этом, что касается Австро-Венгрии, то.вопрос о держателях русского государственного займа постановлено оставить открытым и отложить до особого соглашения 'в будущем. В трактатах Болгарии и Турции этот вопрос не затрагивается совсем, и в отношении формы всех имущественных прав, как бы то пи было, кредит восстанавливается. В трактате с Турцией имеется несколько постановлений, специально относящихся к демобилизации иа турецкой границе, причем на границе России ие должно быть сконцентрировано русских войск и на всей территории Кавказа во все время продолжения мира не должно быть сконцентрировано более одной дивизии. Если необходимо сосредоточить большее количество войск, то предварительно испрашивается разрешение держав Четверного союза. Таким образом, демобилизация, которая в общей форме постановляется относительно других границ, на турецкой границе конкретизируется совершенно определенными постановлениями.

Четвертое экономическое положение в заключенном между Россией и ее бывшими противниками трактате — это так называемый провизориум. Это значит, что бывшие до оих пор торговые трактаты отменяются. Новые трактаты должны быть заключены после заключения всеобщего мира. До этого момента и, безусловно, до конца 1919 года наступает утверждение определенных статей этого договора. Что касается Германии, то оставляются прежние торговые тарифы, прежние торговые договоры и регламент восстанавливается почти в том же виде, как раньше; но, кроме того, Россия и Германия в заключенных в этом трактате пунктах признают друг за другом права наиболее благоирии цтпуомой державы, причем эти права наибольшего благоприятствования должны продолжаться во всяком случае до 1925 года, причем предупреждение о прекращении этих отношений должно быть сделано не позднее 31 декабря 1922 года. За все время действия наибольшего благоприятствования должен быть представлен беспошлинный вывоз из России леса и всякого рода руды. Почти такое же экономическое соглашение имеется и с Австро-Венгрией, причем восстановление прежних тарифов, действовавших между Россией и Австро-Венгрией, также предусмотрено. Что касается Болгарии и Турции, чо экономическое соглашение сводится -к признанию прав наиболее благоцриятствуемых держав. Все остальные пункты имеют чисто второстепенный, частью технический харакк'р. Вот содержание договора, который нас заставили подписать.


Приставив Ко лбу пистолет. Кроме того, что я вам изложил, других пунктов, имеющих важное экономическое содержание, в Договоре нет.

Печат. по жСтеногр. отчету IV Чрезвычайного Съезда Советов Рабочих, Солдатских. Крестьянских и Казачьих Депутатов», ГИЗ. М. 1920, ар. 8—13.

18. Условия возобновления экономических отношений между Россией и Германией 38

Речь Заместителя Народного Комиссара Торговли и Промышленности М. Г. Вронского на заседании русско-германской комиссии в Москве по возобновлению экономических отношений между Россией и Германией *

15 мая 1918?.. Господа!

Мне было.поручено при (возобновлении торговых сношений России с Германией изложить основные черты нашей хозяйственной политики и дать [некоторые разъяснения по существу их. Позвольте мне прежде всего изложить Вам основные принципы, на основе которых.возможно возобновление наших;взаим1ных торговых сношений:

1) В интересах восстановления народного хозяйства Россия, как нейтральная страна, должна возобновить экономические еношения с Центральными державами,и в то же время продолжать и по возможности расширить эти сношения с союзными странами.

2) Для покрытия наших обязательств перед Центральными державами согласно Брестскому мирному договору мы вынуждены сделать заем, причем общая сумма этих обязательств превращается,в государственный долг. Выплата процентов будет производиться частью продуктами нашего сельского и лесного хозяйства, частью золотом и немецкими обязательствами, имеющимися на руках у Русского Правительства.

3) Как с целью обеспечения этого долга, так и для оплаты производимых в Германии закупок необходимейших продуктов для восстановления русского хозяйства мы предполагаем дать определенные концессии на эксплуатацию русских природных богатств. Условия концессий вращаются в рамках существующею id России социального н торгового закопода [ельспп.т, причем по с у uiprnuo принимает участие в эксплуат п пи и do] a ici и, ноль iye ich частью доходов и оставляет за собою контроль.

4) Концессии Мо'ут распространиться па -следующие: области народного хозяйства:

а) па добычу нефти;

б) на постройку железных Дорог;

* Печатается с сокращенном.


в) на обработку и утилизацию определенных сельскохозяйственных участков в целях введения более усовершенствованных научных и технических методов культуры, иа условиях получения Германией определенной дол.и продуктов производства;

г) на производство.искусственных удобрений;

д) iHa эксплуатацию золотых россыпей и т. п.

5) Для осуществления этих мероприятий нужно мобилизовать вое производительные силы России. Необходимыми для этого условиями являются:

а) полное невмешательство Германии в нашу внутреннюю экономическую политику;

б) невмешательство Германии в установление экономических взаимоотношений России с теми странами, которые раньше составляли одно хозяйственное целое, — с Украиной, Польшей, Балтийскими провинциями, Кавказом;

в) признание национализации внешней торговли и банков;

г) обеспечение получения >руды из Кривого Рога и Кавказа — по меньшей мере половины всего производства;

д) исправление границы между Украиной и Донской областью в смысле присоединения района Юзовки, Русско-Бельгийских и Донецко-Юрьевских каменноугольных копей к России, т. к. граница пересекает территорию заводов.

Не будем останавливаться на деталях. Позвольте мне привести следующие пояснения к вышесказанному.

Господа! Возобновляя после 4-летней мировой войны экономические сношения с Германией, мы должны установить, что народное хозяйство как воюющих, так и нейтральных стран подверглось значительным изменениям. Военное хозяйство, как известно, непродуктивно.

4 года войны потребовали от богатого производительными силами немецкого народного хозяйства не меньше истощения, чем от хозяйства несравненно более бедной России Германия, какой мы знаем ее теперь, едва ли будет в состоянии играть ту роль в торговых сношениях с Россией, которую она играла прежде. Вам, вероятно, господа, лучше моего известно, что Россия усиленно снабжалась и питалась продуктами немецкой индустрии. Если мы остановимся иа главных статьях немецкого вывоза в Россию, то мы должны будем установить, что многие предметы, обычно ранее поступавшие из Германии, как.например кожевенные изделия, изделия металлообрабатывающей промышленности, электрические принадлежности, сельскохозяйственные машины, шелковые, шерстяные и бумажные ткани и многое другое, едва ли в ближайшее время смогут быть доставлены нам. С другой стороны, и Россия вряд ли будет в состоянии удержать иа прежней высоте экспорт важнейших предметов, хотя бы


потому, что за время войны сильно уменьшилось производство сельского хозяйства и других продуктов. Это явление вместе с сокращением посевной площади повлекло за собою сокрушение запасов. Вам хорошо известно, что, по опубликованным данным, в течение 4 лет войны неуклонно и быстро падало наше производство сельскохозяйственных машин всякого рода. Так, в 1917 году по сравнению с 1913 годом наше внутреннее производство уменьшилось до Ю°/о, сократился также и обычный ввоз из-за границы вышеназванных товаров. Воина лишила сельскохозяйственное производство огромного количества рабочих рук, вследствие чего по сравнению с довоенным временем не только сократилась посевная площадь, но и понизился сбор хлебав.

В отдельных губерниях сбор в 1916 и 1917 годах уменьшился на 40°/о по сравнению с поступлениями за пять последних лет до войны. В среднем для Европейской России сбор хлебов iB 1916 и 1917 гг. понизился на 'А,- Только лишь в Западной и Восточной Сибири благодаря хорошему урожаю можно отметить повышение сбора.

Правда, в течение этих лет войны обычный экспорт хлеба был приостановлен, и полагают, что все эти огромные иевы-везенные массы питательных продуктов сокрыты в складах и у крестьян. К сожалению, это не так. Вам, господа, должно быть известно из немецкой литераггуры, что русский хлебный вывоз не есть экспорт излишков нашего сельскохозяйственного производства, а, вернее, является следствием бедности нашего народного хозяйства. Война создала совершенно своеобразную конъюнктуру для сельского хозяйства. Внутренний рынок, который до войны не был в состоянии поглощать все продукты, вследствие войны обнаружил значительно большую емкость.

Армия, состоявшая из миллионов изголодавшихся крестьян, и явилась для сельского хозяйства верным, мощным рынком сбыта продуктов за хорошую цену.

Если мы вспомним, что экспорт ржи в 1913 г. составлял едва 3%, ячменя — 4°/о, овса — 5% и экспорт пшеницы — 20% пнпкто годового дохода, то легко себе представить, что при сильном увеличении спроса шл п.ппем внутреннем рынке пи о каком скоплении ранее экспортируемых продуктов не может бып, речи. 11;н)борот, пс только 'un продукты съедались, по даже ллкумкп, прпп итднмые птепдлп ктвом, представляли onaciiucib для прежних погребпгелеп внутри страны. Потребности пашен армии о овес п ржи тплчпгольно превышали то количество этою продукта, которое раньше экспортировалось; то же ишюжоппс относится и к мясу, маслу и т. п. Ту же каршиу мы получим, если обратимся к добывающей и обрабатывающей промышленности, — те же причины и те же следствия.


Отсутствие достаточного количества квалифицированных рабочих сил, задержка в притоке '.новых орудий производства, страшная изношенность прежних — все это повело к усиленному падению производительности.

Я не хочу, господа, утомлять вашего внимания цифровыми иллюстрациями. Сказанного достаточно, чтобы констатировать, что после 4 лет войны русское народное хозяйство представляется хозяйством глубоко обедневшей страны и что в ближайшем будущем, при возобновлении торговых сношений с Центральными державами, Россия, как и Германия, будет иметь совершенно иной экономический облик, чем до войны. Потребности войны и все возраставшая бедность народного хозяйства всех воюющих и нейтральных стран привели к созданию нового порядка во внутренних организационных соотношениях между производством и распределением. Оказалось настоятельно необходимым провести строгий контроль как во внутреннем, так и внешнем товарообмене для того, чтобы ослабленные производительные силы всего народного хозяйства не были окончательно растрачены. Огосударствление (Durchstaatlichung) народного хозяйства, как это проводилось в одних странах, национализация, как она более или менее последовательно осуществлялась в других, стали необходимостью для воюющих за свое существование государств!...] Господа! Я ие хочу вас больше утомлять этими разъяснениями. Наши планы и намерения вам хорошо известны. Мы не скрываем ничего. Наши предложения открыто разбираются в печати; у нас нет тайн от народа, не может быть тайн и от иностранных держав.

Хочу добавить, что национализация внешней торговли не означает исключения частноторгового аппарата из общей работы. Наоборот, она означает консолидацию и организацию существующего торгового аппарата, привлечение к государственной работе всего торгового мира России, конечно, при условии, что он будет считаться с чрезвычайно тяжелым положением народа после 4-летней войны и что как можно скорее будут забыты высокие военные прибыли. Насколько эти мероприятия, как 'Огосударствление или национализация, которые более или менее последовательно 'Проводились всеми нейтральными странами, являются временного характера, зависит от того, каким путем, т. е. насколько быстро и легко, будут сглажены хозяйственные последствия войны. Возобновление всемирно-торговых сношений есть необходимая предпосылка быстрого и полного излечения экономических ран, нанесённых войной. Восстановление экономического организма страны немыслимо без совместной работы с другими народами. В виду этого мы решительно отклоняем всякую попытку к созданию исключительных условий бойкота по отношению к другим странам. Это было бы преступ-


лением гю отношению к нашему собственному народному хозяйству. Ведь даже до войны, когда мир был богат продуктами и товарами, когда экономически мощным государствам представлялась неограниченная возможность развития, последние не могли обойтись без мировых торговых сношений. Тем более необходимы oihih теперь, после невиданной миром войны. Ни одна группа стран не имеет теперь возможности сама быстро и легко восстановить разрушенное после войны хозяйство, без взаимной широкой помощи. Россия, как нейтральная страна, ие только имеет право, но и обязана в целях возобновления и восстановления своего народного хозяйства вновь установить экономические сношения с Центральными державами, продолжать и развивать их с союзниками. Но три возобновлении торговых сношений с Центральными державами нельзя забыть, что Россия из мировой войны ушла. Россия стала страной нейтральной, между тем как Центральные державы еще воюют.

При возобновлении торговых сношении задачей России является переход к.мирному хозяйству. Германия же направляет свое хозяйство на нужды воины. Это бесконечно осложняет возобновление нормальных экономических сношений. Если Германия возобновлением торговых сношений хочет воспользоваться для того, чтобы получить из России все необходимое для своего военно-хозяйственного запаса, то, конечно, не может быть речи о нормальных экономических сношениях между Россией и Германией. Тогда немыслим переход к ведению мирного хозяйства в России; тогда исключается возможность покрытия военного ущерба и восстановлении расстроенных эвдномических оил; устраняется всякая возможность выйти из бедственного хозяйственного положения, н нельзя будет утолить голод в орудиях и продуктах производства. Ни одно ответственное правительство, если только оно считается с интересами народа, не будет способствовать дальнейшему разрушению народных сил, вызванному 4-летней войной. Такая политика в отношении России была бы 'безуспешна. Она была бы не только недальновидна— во всех слоях и классах память о таких ранах хранится гортдо дольше, чем память о ранах, нанесенных войной,— но и 'Нищуи-'пюбр^зпа, пби реальные, жизненные, действующие MiiTiinu гонорят ча то, что [акая точка зрения не может прийти к же интим рг^улиагам экономического характера. При декф[ aiiiuiiiijiiiii хозяпс'1 ценного аппарата России, явившейся слсдстнисм царского режима, войны и революции, было бы ошибочным думать, что возможно какое-нибудь иснол], ишнпие епепвенпых богатств без восстановления экономическою ппппрлта. Нужно подчеркнуть, что Россия, как земледельческим страна, по сравнению с другими капиталистически более развитыми странами относительно


меньше пострадала, чем последние. Наш продовольственный и промышленный голод скорее может быть отнесен за счет дезорганизации.нашего народного хозяйства, чем за счет разрушения 'наших материальных богатств. Даже теперь мы могли бы покрыть наши обязательства за границей продуктами нашего сельского, лесного и горного хозяйства. Нуждаемся же мы сейчас, и Центральные державы в своих собственных интересах могли бы нам помочь:

1) в экономической помощи для поднятия продуктивности нашего сельского хозяйства,

2).в экономической помощи для увеличения производительности отдельных отраслей нашей промышленности и гор-нозаводства,

3) в возможной помощи для увеличения нашего транспорта.

И, наконец, нам необходимы: возможность к осуществлению нашего экономического плана, именно: невмешательство Германии в экономические сношения России с Украиной, Кавказом и т. д., а также гарантия получения руды, угля и нефти, которые всегда питали наше народное хозяйство и без которых мы не будем в состоянии удержать на высоте экономический наш аппарат.

Не в интересах Германии способствовать разложению хозяйственного аппарата России—нейтральной страны. Если таково же будет мнение представителей германского правительства, то на этой почве можно будет найти modus vivendi и, исходя из этого положения, можно было бы работать в смысле разрешения запутанных вопросов, возникающих нри (возобновлении торговых сношений, работать для валечения глубоких и открытых рай миллионных масс.

Печат. по арх. Опубл. в «Вестнике Народного Комиссариата Торговли и Промышленности» № 1, 1 июня 1918 г., стр. 3—7.

19. [Соглашение между РСФСР и Австро-Венгрией об отправке иа родину здоровых военнопленных]

3 июня 1918 г.

Российская Советская Республика заключила с нижеподписавшимся уполномоченным представителем Австро-Венгрии следующее соглашение:

До ратификации окончательного соглашения об отправке на родину всей массы здоровых военнопленных уже теперь следует приступить к эвакуации здоровых военнопленных, поскольку сие возможно по общему положению железнодорожного сообщения, причем должны быть использованы все могущие быть предоставленными для транспорта средства,


Этот обмен здоровых военнопленных производится до новых соглашении голова за голову.

Установленная по Петроградскому соглашению ускоренная отправка в первую голову инвалидов.и больных военнопленных -настоящим не нарушается.

Точно так же остается в силе установленное по Петроградскому соглашению ограничение права вывоза наличных денег и ценных бумаг.

В добавление к Петроградскому соглашению относительно отправки па родину обоюдных гражданских пленных отныне должны отправляться на родину и все способные к несению оружия мужчины, гражданские пленные в возрасте от 16 до 45 лет, которые на основании существовавших до сего врсмеит между Россией и Австро-Венгрией соглашений могли быть задержаны; означенные лица могут быть отправлены вместе с их семьями, от коих они против их желания.пи в коем случае не могут быть отделяемы. В остальном постановления Петроградского соглашения применяются таким образом, что женщины, дети, больные, мужчины в возрасте свыше 45-ти лет, по возможности в указанном порядке пользуются преимуществом на право отправки перед способными к оружию отдельными лицами.

Составленные та изложенных основаниях транспорты должны быть начаты и проведены с возможным для обеих сторон ускорением.

Настоящее соглашение вступает в силу немедленно н для сего не требуется ратификации обоих Правительств.

Москва, 3 июня 1918 г.

[Следуют подписи]

Псчат. по арх.

20. Русско-германский протокол об основных положениях для взаимною обмена пригодных к службе военнопленных

24 июня 1918 г.

На основании ci. 35, п. II Русско-Германского Дополнительного догонора к Мирному доювиру, заключенному между Германией, Аистро-Вепгрпсп, Болгарией и Турцией, с одной стороны, и Росший, с другой стороны, мы, нижеподписавшиеся уполномоченные Германской Империи и Российской


Федеративной Советской Республики, пришли к соглашению установить следующие ооновные положения в дополнение к правилам о взаимном обмене пригодных к службе военнопленных, изложенным в ст. 17 Дополнительного договора.

Статья I

Взаимный обмен пригодных к службе военнопленных производится прежде всего один -на один и чин за чин. Детали по этому вопросу будут с наибольшей поспешностью разработаны комиссией, предусмотренной ст. 17, § 4 Дополнительного договора, на основании состоявшихся до оих пор соглашений.

Затраты на военнопленных, обмененных на этом основании, будут взаимно подсчитаны.

Статья II

По окончании установленного ст. I обмена последует отправка остальных русских пригодных к службе военнопленных сообразно с имеющимися га распоряжении средствами передвижения. Дальнейшее по этому вопросу будет установлено в порядке дипломатических переговоров и, поскольку дело касается подробностей, осуществлено комиссией, предусмотренной ст. 17, § 4 Дополнительного договора; при этом Германия уже теперь уверяет, что по заключении мира с Францией германские перевозочные средства, которые тогда освободятся, будут по мере возможности предоставлены для транспорта пленных.

• Расходы на русских военнопленных, возникшие до 1-го июля 1918 года, за исключением расходов на тех военнопленных, которые будут обме&шны на основании ст. I, § 1, должны быть глобально подсчитаны согласно правилам, изложенным в ст. 17, § 3 Дополнительного договора, по возможности при германско-русских финансово-политических переговорах, которые в настоящее время ведутся в Берлине. Расходы, которые возникнут после 1-го июля 1918 года, в счет поставлены не будут.

Статья III

До отправки на родину как с теми, так и другими военнопленными солдатами будут обращаться в государстве, взявшем нх в плен, как с солдатами собственной армии, принимая, однако, во внимание разницу, созданную их положением.

Составлено в двух экземплярах.

Берлин, 24-го июня 1918 года.

[Следуют подписи]

Печат. по арх.


21. Русско-германский протокол об обращении с торговыми судами и корабельным грузом обеих сторон, попавшими в руки неприятеля

19 июля 1918 г.

На основании статьи 35, абз. 2 Русско-Германского Дополнительного договора * к Мирному договору между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой, нижеподписавшиеся уполномоченные России и Германии, а именно: Дипломатический Представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики господин Иоффе и директор в Германском Министерстве Иностранных Дел, Действительный Тайный Советник господин д-р Криге, пришли к соглашению дополнить содержащиеся в статьях с 28 до 32 Дополнительного договора постановления об обращении с торговыми судами и корабельным грузом обеих сторон, попавшими в руки неприятеля, нижеследующими постановлениями:

Статья I

Для подготовки постановлений о торговых судах и корабельных грузах обеих сторон, попавших в руки неприятеля, которые по статье 32 Русско-Германского Дополнительного договора должны быть приняты Смешанной Комиссией, 10 августа 1918 года в Берлине соберутся один русский н один германским эксперты и подвергнут.рассмотрению подлежащие- урегулированию вопросы. Эксперты должны быть наапачапи н их aiMt-ма сообщены до 5 августа 1918 года, и они должны установить связь друг с лруюм но порученному нм делу.

Статья II

Поскольку экспертами, упомянутыми в статье I, будет достигнуто соглашение о подлежащих принятию постановлениях, таковые должны быть рассматриваемы как окончательные и должны быть немедленно проведены в жизнь. Если же такое соглашение д ости пнуто не будет, постановления должны быть приняты Смешанной Комиссией.

Составлен в двух экземплярах и Берлине 19 июля 1918 года.

[Следуют подписи]

Лечат, по арх.

* См. док. № 79.

6Я1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: