Для определения емкости рынка и ожидаемого спроса на товары и услуги могут использоваться следующие подходы

1. Емкость рынка страны по отдельному товару на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики рассчитывают по формуле

C = P + R – E + I + D – M – E0 + I0, (1)

где P – национальное производство данного товара;

R – остаток товарных запасов на складах предприятий изготовителей в данной стране;

Е – экспорт;

I – импорт;

D – снижение (М – увеличение) запасов товаров у продавцов и потребителей товаров в данной стране;

E0 – косвенный экспорт;

I0 – косвенный импорт;

2. При экспертно – статистическом подходе емкость рынка определяется по формуле

Ер = Е’р ± К × Со, (2)

где Е’р – ожидаемое значение спроса на товар (услугу) с учетом оценки экспертов;

О + 4НВ + П

Е’р = ¾¾¾¾¾¾, (3)

где О – оптимистический прогноз эксперта;

НВ – наиболее вероятный прогноз;

П – пессимистический прогноз эксперта.

Величина стандартного отклонения (Со) рассчитывается по формуле

О - П

Со = ¾¾¾. (4)

Коэффициент К (К = 1,2, …) позволяет регулировать точность прогноза.

3. Оценка текущего спроса с помощью метода цепных подстановок (показана на примере спроса на квас).

Спрос на квас = Численность населения в возрасте старше 10 лет х Доход на душу населения х Доля средств, расходуемых на напитки х Доля расходов на прохладительные напитки х Ожидаемая доля расходов на квас

4. При долевом подходе спрос на товары предприятия можно определять по формуле

Е = a × b × c × d, (5)

где а – общее количество продаваемых на сегменте рынка изделий (в регионе, стране);

b – доля рынка изделий, соответствующих продукции предприятия по какому-то фактору (техническому параметру, цене), для которого у предприятия имеются сравнительные преимущества перед конкурентами;

с – доля изделий, реализованных по какому-то каналу сбыта, предпочтительному для предприятия (специализированные магазины, универмаги, почта, магазины, торгующие по сниженным ценам, коммивояжеры, др.);

d – доля, которую предприятие будет стремиться отвоевать на данном сегменте рынка.

5. Прогнозирование емкости рынка товаров, основанное на комплексном использовании нормативных методов, анкетных опросов и экстраполяционных математических методов, предусматривает учет ряда факторов, в том числе:

- обеспеченность населения данным продуктом в предыдущем году;

- число семей (людей) на рынке, коэффициент их роста;

- норматив обеспеченности данным продуктом;

- темпы роста обеспеченности данным продуктом;

- прирост потребности (прирост первоначальной потребности и прирост на замену).

При этом определяется внутригрупповая структура потребления по отдельным видам, маркам товара в общем объеме потребности и продаж.

Норматив потребности в товаре в t-м году (Bt) можно определить по формуле

Bt = Вб × А1 × А2 ×…× Аn, (6)

где Вб – норматив потребности в базисном году;

А1 × А2 ×…× Аn – коэффициенты, учитывающие влияние различных факторов на норматив.

Расчет емкости рынка j-го товара производственного потребления базируется на нормативах производственного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу i-го изготавливаемого изделия). В ходе расчета необходимо делать поправки на технологические преобразования (экономия материалов, использование ресурсов заменителей и т.п.), которые приводят к изменению нормативов /26/:

, (7)

где - емкость рынка i-го товара производственного назначения;

- число производственных или иных предприятий, потребляющих (использующих) i-й товар производственного назначения;

- количество изготовляемых i-х изделий (объем деятельности), для которого необходим j-й товар;

- норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i-й единицы изделия;

- коэффициент поправки на технологические изменения;

- средний размер изменения товарных запасов j-го товара;

- потери j-го товара в пределах норматива;

- часть рынка, приходящаяся на долю конкурента, в том числе импортера.

Расчет емкости потребительского рынка следует дифференцировать по каждой социальной или возрастной группе населения (или в их сочетании). Развернутая формула емкости потребительского рынка приведена ниже [26]:

, (8)

где - емкость потребительского рынка;

- численность потребителей i-й социальной или возрастной группы;

- потребление на душу в i-й группе потребителей в базисном периоде;

- темпы прироста, соответственно цен и дохода;

- эластичность спроса i-й группы населения от изменения цен;

- эластичность спроса i-й группы населения от изменения дохода;

- искусственно стимулированный прирост спроса, в частности за счет продажи товаров в рассрочку;

- насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей);

- износ товара, соответственно физический и моральный;

А – альтернативные нерыночные формы потребления (например потребление продуктов собственного производства), а также потребление товаров-заменителей;

С – часть рынка, захваченная конкурентами, в том числе импортерами;

n – число i-х групп потребителей.

Для изделий массового использования перспективным методом определения емкости рынка является статистико-экстраполяционный метод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: