П. Я. Гальперин лекции по психологии. Побуждения, аза то, что следует заэтим побуждением

побуждения, а за то, что следует за этим побуждением. Это имеет громадное практическое значение. Есть же целые юридические институты и другие учреждения, которые рассматривают вопрос о том, а был ли человек, совершивший проступок, в состоянии регулировать свое поведение. Может быть, он был в болезненном состоянии и не мог контролировать свои действия? Тогда он освобождается от ответственности, его не осуждают, хотя и могут направить в специальное лечебное учреждение под строгий контроль врачей. При совершении проступка всегда разбираются, был человек вменяем или нет. А вменяемость и есть состояние человека, когда он может не следовать самому сильному давлению, если считает его отрицательным. А если он последует ему и был в нормальном состоянии, тогда он отвечает за безвольный поступок. Это очень важный момент — вменяемость, ответственность. Мотив здесь то, за что человек отвечает.

«А не кажется ли вам, что все революции делаются только с точки зрения полезности?» — спрашивают у меня. Видите ли, с точки зрения полезности класса так можно сказать. Но это вопрос не полезности, а движущих сил общественного развития. Если бы это было так, то все равно перед человеком стоял бы вопрос: если это кому-то полезно, пусть они и делают, а почему я должен принимать в этом участие? Выиграет дело, я присоединюсь. А пока неясно, подожду Те же, кто руководят революцией, не могут исходить из того, что она делается только для полезности. Если уж делать революцию, то во имя более справедливого общества. Иногда бывают и реакционные перевороты, но это другое дело. А прогрессивные революции всегда возглавляются идеалами очень высокими. Очень часто даже более высокими, чем они реально осуществляются. Вы помните, идеалы «свободы, равенства и братства» во Французской революции конца XVIII века были великолепны, но потом оказалось, что свобода одинакова, но у одного есть деньги, а у другого — нет. Революция может и победить, но вы-то можете погибнуть в ней и ничего не получите. Значит, не могут люди участвовать в таких вещах, исходя из лозунга, что это кому-то полезно. На одной полезности для какой-то группы людей большие дела не делаются. Даже ради класса и то вы не будете делать, если не представите себе, что это те же люди, они заслуживают такого же отношения, и речь идет о более высоких идеалах человечества.

щц


ИИ

В античное время раб считался «говорящим орудием», хотя рабом становился свободный человек, которого взяли в плен или он был чьим-то должником. Стал рабом — перестал быть человеком. Когда же стали восставать против рабства, то была выдвинута идея равенства всех людей.

Любое революционное течение всегда сопровождается более высокими идеалами, иначе оно не может возглавляться, так как каждый будет думать только о своей выгоде. Другое дело, что революции идут на, пользу более широкому классу, но во имя чего они совершаются?

Вот занятный вопрос: «Если под пыткой согласишься с ложным обвинением, как тогда быть?» Между прочим, часто так и бывало. Прочтите книгу «История инквизиции» — это совершенно страшная вещь. Когда жертвы спрашивали своих палачей-инквизиторов, в чем их обвиняют, те отвечали одной фразой: «Скажите правду!» Так что не думайте, что этого можно будет избежать. Как выколачивать признание, человечество давно додумалось.


СОДЕРЖАНИЕ

Вступление................................................................................................................................................ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: