1. Обоснуйте значение научно-понятийного аппарата в педагогической науке и важность его освоения для профессиональной подготовки (освоения языка науки).
2. Объясните причины развития научно-понятийного аппарата педагогической науки, факты множественности терминов и неоднозначности их трактовки.
3. Назовите основные категории педагогической науки и их современное значение в личностно ориентированном образовании.
4. Приведите примеры различия в содержании определений педагогических терминов у разных авторов и в разных источниках (учебники, словари, статьи и т.п.) с обязательным указанием источника, автора.
5. Сравните разные определения одного и того же понятия с точки зрения образовательной или воспитательной концепции, подхода, авторской позиции; выделите черты их сходства, различия; укажите причины неоднозначности трактовки данного понятия.
6. Обоснуйте, какое из определений более близко вашей собственной позиции, почему. Насколько оно соответствует современному научному подходу (а что вы про это знаете?).
|
|
7. Попытайтесь сформулировать (или синтезировать) свое авторское определение выбранного понятия. Учтите, что любое явление в педагогическом процессе сложно и многоаспектно, поэтому любое определение не может быть универсальным, общим и единственно правильным.
Для ответа необходимо не менее 2-3 примеров общих или частных педагогических понятий (например, «метод воспитания», «педагогическая технология», «обучение»).
Материалы, которые можно использовать: карточки со словарными статьями или цитатами из источников, содержащие различные определения выбранных педагогических понятий для анализа.
Задание 2. На основе анализа современной социо-культурной ситуации в России и мире обоснуйте необходимость гуманизации и гуманитаризации образования. В каких современных нормативных документах это находит отражение?
Знать: понятие «образование» как социального явления, как системы, как процесса; цели образования на современном этапе, его основные черты, тенденции развития системы образования в РФ, нормативные документы в области образования федерального, регионального и локального уровней.
Уметь: анализировать социо-культурную ситуацию, ситуацию в области образования, ситуацию развития школы как социального института, прогнозировать развитие образовательной ситуации, обнаруживать противоречия, проблемы, выявлять тенденции развития, пользоваться нормативными документами.
Владеть: способами анализа, синтеза, отбора и обобщения информации; содержанием нормативных актов, регламентирующих и определяющих развитие образовательной системы.
|
|
Содержание и рекомендации.
Основные черты и характеристики современного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация[6], стандартизация, многовариантность, многоуровневость, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека, на сохранение и укрепление их здоровья, чувство собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).
Гуманитаризация образования – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).