Товары-заменители

Обострить конкуренцию может появление товаров, эффектив­но удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным спо­собом.

Препятствием на пути товаров-заменителей может стать:

• проведение ценовой конкуренции, которая переключает внима­ние покупателя с проблемы качества на снижение цены;

• улучшение качества обслуживания при продаже и распростране­нии товаров;

• производство новых, более привлекательных видов продукции;

• усиление рекламной деятельности.

Анализ конкурентов. Изучая состояние конкурентной среды, организация должна анализировать не только структуру и динами­ку изменения конкурентных сил, но и поведение своих основных конкурентов. Подход к анализу конкурентов рассмотрен на рис. 5.2.

Задание 16

Ознакомившись с моделью пяти сил конкуренции, конкретизируйте ее при­менительно к вашей организации. Проанализируйте влияние на вашу орга­низацию потенциальных конкурентов и продуктов-заменителей:

1. Действуют ли на вашу организацию данные конкурентные силы?

2. Какова степень влияния этих сил?

3. Какие можно провести изменения в организации, снижающие воздействие угроз?

Способы улучшения взаимодействия с конкурентами. Конкурен­ция является эффективным методом взаимной координации инди­видуальных действий субъектов рынка без централизованного вме­шательства в их деятельность. Каждая конкурирующая организация стремится сформировать свою рыночную стратегию, которая, буду­чи реализована, обеспечит определенное превосходство над конку­рентами. Однако основная сложность состоит в том, что успеш­ность таких стратегий во многом зависит от стратегий, принятых на вооружение конкурентами. Отсюда неизбежно косвенное взаи­модействие конкурентов. Суть этого косвенного взаимодействия в том, что организация, вырабатывая свою стратегию, обязательно ориентируется на конкретные действия конкурентов или пытается прогнозировать их. Параметры такого взаимодействия могут быть следующими: цена, новый или улучшенный товар (услуга), техни­ческие новшества, сервис, гарантии, удобства покупателей, эконо­мия покупательских затрат, стимулирование покупателя и т.д.

Соперничество между организациями-конкурентами не исклю­чает и сотрудничества между ними. Эта тенденция характерна для

тех сфер бизнеса, где функционируют орга­низации с очень высоким конкурентным статусом.

Традиционно считалось, что только конкуренция является основой достижения наилучших результатов в бизнесе. Однако последние исследования в области стратегического менеджмента указывают и на преимуще­ства, получаемые участниками стратегических альянсов и сетей делового сотрудничества.

Сети сотрудничества или стратегические альянсы представляют собой особую форму договоров о сотрудничестве между организаци­ями с целью создания для себя определенных конкурентных преиму­ществ. Преимуществом такого сотрудничества, как правило, являют­ся более высокая добавленная стоимость и качество производимых товаров, повышенная гибкость бизнеса и восприимчивость к запро­сам клиентов, более низкие издержки производства, возможность объединения накопленного организациями опыта, системное объе­динение участников, повышение защитных барьеров своего бизнеса по отношению к появлению новых конкурентов.

Какие факторы могут быть основными для создания альянса? Безусловно, их очень много и они не могут быть одинаковыми для различных организаций, например:

• сравнимый ассортимент продукции;

• одинаковые типы каналов ее распределения;

• одинаковый сервис и техническая помощь покупателям;

• одинаковый тип покупателей;

• удовлетворение покупательских потребностей с помощью одина­кового набора свойств продукта;

• использование одинаковых технических достижений.

В связи с резким спадом производства в машиностроении и других ме-таллопотребляющих отраслях промышленности, снижением покупательной способности, а также со значительным объемом экспорта «дешевого» металла из Украины предприятия черной металлургии России, чтобы сохранить свою долю рынка, все чаще приходят к идее о формировании добровольных альян­сов, в рамках которых они могли бы согласованно решать вопросы ценообра­зования, объемов производства различных типов ассортимента, инвестицион­ные проблемы и т.п.

Задание 17

По вышеизложенным факторам проанализируйте, возможно ли для вашей организации создание альянсов, оцените их целесообразность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: