Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом.
Препятствием на пути товаров-заменителей может стать:
• проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
• улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товаров;
• производство новых, более привлекательных видов продукции;
• усиление рекламной деятельности.
Анализ конкурентов. Изучая состояние конкурентной среды, организация должна анализировать не только структуру и динамику изменения конкурентных сил, но и поведение своих основных конкурентов. Подход к анализу конкурентов рассмотрен на рис. 5.2.
Задание 16
Ознакомившись с моделью пяти сил конкуренции, конкретизируйте ее применительно к вашей организации. Проанализируйте влияние на вашу организацию потенциальных конкурентов и продуктов-заменителей:
1. Действуют ли на вашу организацию данные конкурентные силы?
|
|
2. Какова степень влияния этих сил?
3. Какие можно провести изменения в организации, снижающие воздействие угроз?
Способы улучшения взаимодействия с конкурентами. Конкуренция является эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Каждая конкурирующая организация стремится сформировать свою рыночную стратегию, которая, будучи реализована, обеспечит определенное превосходство над конкурентами. Однако основная сложность состоит в том, что успешность таких стратегий во многом зависит от стратегий, принятых на вооружение конкурентами. Отсюда неизбежно косвенное взаимодействие конкурентов. Суть этого косвенного взаимодействия в том, что организация, вырабатывая свою стратегию, обязательно ориентируется на конкретные действия конкурентов или пытается прогнозировать их. Параметры такого взаимодействия могут быть следующими: цена, новый или улучшенный товар (услуга), технические новшества, сервис, гарантии, удобства покупателей, экономия покупательских затрат, стимулирование покупателя и т.д.
Соперничество между организациями-конкурентами не исключает и сотрудничества между ними. Эта тенденция характерна для
тех сфер бизнеса, где функционируют организации с очень высоким конкурентным статусом.
Традиционно считалось, что только конкуренция является основой достижения наилучших результатов в бизнесе. Однако последние исследования в области стратегического менеджмента указывают и на преимущества, получаемые участниками стратегических альянсов и сетей делового сотрудничества.
|
|
Сети сотрудничества или стратегические альянсы представляют собой особую форму договоров о сотрудничестве между организациями с целью создания для себя определенных конкурентных преимуществ. Преимуществом такого сотрудничества, как правило, являются более высокая добавленная стоимость и качество производимых товаров, повышенная гибкость бизнеса и восприимчивость к запросам клиентов, более низкие издержки производства, возможность объединения накопленного организациями опыта, системное объединение участников, повышение защитных барьеров своего бизнеса по отношению к появлению новых конкурентов.
Какие факторы могут быть основными для создания альянса? Безусловно, их очень много и они не могут быть одинаковыми для различных организаций, например:
• сравнимый ассортимент продукции;
• одинаковые типы каналов ее распределения;
• одинаковый сервис и техническая помощь покупателям;
• одинаковый тип покупателей;
• удовлетворение покупательских потребностей с помощью одинакового набора свойств продукта;
• использование одинаковых технических достижений.
В связи с резким спадом производства в машиностроении и других ме-таллопотребляющих отраслях промышленности, снижением покупательной способности, а также со значительным объемом экспорта «дешевого» металла из Украины предприятия черной металлургии России, чтобы сохранить свою долю рынка, все чаще приходят к идее о формировании добровольных альянсов, в рамках которых они могли бы согласованно решать вопросы ценообразования, объемов производства различных типов ассортимента, инвестиционные проблемы и т.п.
Задание 17
По вышеизложенным факторам проанализируйте, возможно ли для вашей организации создание альянсов, оцените их целесообразность.