Отвечая на вызов

Смена парадигм — нелегкий процесс. Парадигма придает системе целостность и позволяет ей функционировать, вычленяя то, что считается информацией, в окружающем ее бескрайнем океане данных. Информация — это данные, которые помогают решать важные с точки зрения парадигмы проблемы; данные, которые не соотносится с этими проблемами, являются просто шумом, помехами. Любая система будет создавать как каналы для передачи информации, релевантной для системы, так и фильтры для подавления шума.

Те, кто пытаются сменить доминирующую в учебном заведении парадигму, являются — с точки зрения этого заведения — людьми, слушающими шум и игнорирующими информацию. Они кажутся сумасшедшими или далекими от реальной жизни. Кварцевые часы изобрел швейцарец, но швейцарские часовщики восприняли идею хронометров без зубчатой передачи точно так же, как восприняли «Весну священного» Стравинского первые слушатели, которые начали швырять на сцену помидорами и громко кричать.

Этот принцип работает и в обратном направлении. С точки зрения тех, кто принял новую парадигму, учебное заведение начинает напоминать машину, играющую какофонию, — сложное и изящное устройство для производства все более частых и громких звуков. Изнутри правящей парадигмы кажется, что сторонники новой парадигмы хотят пожертвовать самим институтом ради бессмысленного журавля в небе. Но «повстанцы» полагают, что защитники существующей системы увековечивают то, что давно перестало работать.

Однако парадигмы меняются. Церковь признаёт, что Галилей был прав. «Весна священная» не сходит со сцены. Иногда парадигмы могут меняться даже очень быстро. Взгляните на свои часы.

Смена парадигм происходит тогда, когда правящая парадигма утрачивает способность решать проблемы и создавать позитивный образ будущего. Сегодня мы наблюдаем нечто весьма похожее. Один из первых признаков смены парадигм — попытка использовать инструменты и идеи новой парадигмы в рамках старой, или передавать значимую для новой парадигмы информацию по каналам старой.

Наш опыт показывает, что люди готовы смириться с неустроенностью и неопределенностью переходного периода, если есть надежда, что будет предложен более эффективный способ выполнения ценной для них работы. Переход к Парадигме Учебы несет с собой такой обещание.

Безусловно, Парадигма Учебы не отвечает на все важные вопросы. Она ставит перед нами ряд новых вопросов и очерчивает область возможных решений. Какими знаниями, талантами и навыками должны обладать выпускники колледжей, чтобы полностью реализоваться в жизни и на работе? Что они должны сделать, чтобы приобрести эти знания, таланты и навыки? Делают ли они это? Получают ли студенты в наших колледжах целостный опыт, который помогает им стать компетентными, умелыми и интересными людьми? Понимают ли они то, что запоминают? Могут ли они использовать это в своей деятельности? Сделал ли опыт обучения в колледже наших студентов гибкими, легко адаптирующимися и обучающимися людьми, способными преуспеть в обществе знаний?

Как начинается переход к новой парадигме? В конечном счете, смена парадигм означает, что все делается по-другому. Но мы можем указать три области, где перемены — даже небольшие — могут привести в будущем к серьезным изменениям.

Во-первых, все начинается с речи. Вы начинаете говорить внутри новой парадигмы. По мере того как у нас складывается понимание Парадигмы Учебы, мы должны делать свое понимание публичным. Перестаньте говорить о «качестве преподавания» и «программах подготовки». Вместо этого говорите о том, что необходимо сделать для повышения «качества учебы», и об «учебных программах» колледжа. Вместо «организации преподавания» говорите о «результатах учебы».

Основная причина могущества Парадигмы Преподавания заключается в том, что она невидима. Ее непоследовательность и недостатки кажутся естественными свойствами мира. Если мы взглянем на Парадигму Преподавания как на продукт наших собственных допущений, а не как на природную силу, мы сможем изменить ее. Только начав экспериментировать с новым языком вы поймете, насколько укоренена и невидима старая парадигма. Но когда вы и ваши коллеги начнете говорить на новом языке, вы так же начнете мыслить и действовать согласно новой парадигме.

Во-вторых, если мы начнем говорить об «учебных результатах» существующих программ, нас разочарует практически полное отсутствие понимания того, в чем эти результаты заключаются, — о важнейшей категории Парадигмы Учебы, «информации», мы знаем сегодня очень мало. Оценивание учебных результатов следует начинать в обычной учебной аудитории, распространяя его затем на уровень программ и учебных заведений в целом. В Парадигме Учебы ключевой структурой, представляющей собой рычаг для изменения всего остального, является система, требующая определения учебных результатов и их внешнего оценивания, не связанного с преподавательской практикой. Чем больше мы узнаем о результатах существующих программ, тем быстрее эти программы будут трансформированы.

В-третьих, мы должны обратить внимание на законодательно закрепленные на уровне штатов механизмы финансирования, которые предполагают выделение денег на основании количества преподавательских часов. Эта мощная внешняя сила существенно ограничивает изменения, которые могут осуществлять колледжи. Она фактически допускает лишь перемены в стенах аудиторий, но оставляет неизмененной атомистическую структуру «один преподаватель — одна аудитория». Нам нужно постараться убедить законодательные органы штатов изменить формулы финансирования государственных колледжей и университетов таким образом, чтобы разрешить им и стимулировать их создавать новые учебные структуры. Убедить законодателей и губернаторов будет, скорее всего, несложно; идея финансирования колледжей исходя из результатов, а не времени, просиженного в аудитории, политически привлекательна. У законодателей вряд ли есть причины отвергать идею о том, что налогоплательщики должны платить за то, что они получают от высшего образования, и получать то, за что они платят.

Проведите следующий мысленный эксперимент. Возьмите команду преподавателей одного факультета какого-либо колледжа — например, вашего. Затем отберите на основании некоторого последовательного принципа группу студентов — любых студентов, между которыми есть что-то общее. Пусть отношение числа преподавателей к числу студентов останется таким, какое оно есть сейчас. Скажите преподавателям: «Мы хотим, чтобы вы разработали для данных студентов программу, которая бы позволила им за один год овладеть такими-то знаниями и когнитивными навыками. Мы протестируем студентов в начале и в конце года, и мы расскажем вам, как мы будем это делать. Ваша задача — обеспечить обучение этих студентов. При этом вы свободны от всех привычных вам правил или регламентов. Вы можете организовать среду так, как пожелаете. Все, что от вас требуется, — это достичь желаемого результата, то есть обучения студентов».

Мы предлагали осуществить этот мысленный эксперимент многим преподавателям колледжей и спрашивали их, смог ли бы они, получи они такую свободу, создать учебную среду, которая бы была более результативна нежели то, что они делают сейчас. До сих пор никто не ответил «нет». Так почему бы это не сделать?

Изменения, которые необходимо осуществить, чтобы ответить на стоящие сегодня перед нами вызовы, не столь уж обширны, сложны или дорогостоящи. Это не такое уж и большое дело. Но это небольшое дело, которое меняет все. Просто спросите себя, чтобы мы стали делать иначе, если бы поставили учебу на первое место? И осуществите это.

Те, кто говорят, что это невозможно, часто утверждают, что среда, которая действительно будет производить обучение, обойдется слишком дорого. Но это, очевидно, не так. То, что мы делаем сейчас, обходится куда дороже. Сегодня обучение в рамках высшего образования слишком дорого; мы попросту не можем позволить предоставлять его для все большего числа студентов. Высокая стоимость учебы — артефакт Парадигмы Преподавания. Утверждать, что мы не можем позволить себе давать нашим студентам образование, которого они заслуживают, — значит откровенно лгать. Мы можем себе это позволить, но мы не станем это делать до тех пор, пока в нашем мышлении господствует Парадигма Преподавания. Проблема разрешима. Однако, если перефразировать Альберта Эйнштейна, мы не можем решить свою проблему на том же уровне мышления, который ее создал.

Бакминстер Фуллер любил повторять, что не нужно пытаться изменить курс большого корабля, приложив силу к его носу. Не нужно пытаться сделать это и приложив усилие к рулю. Лучше воспользоваться транцевой плитой. Транцевая плита управляется маленьким рулем, крепящимся к верхушке основного руля. Небольшого усилия будет достаточно, чтобы повернуть маленький руль влево, что приведет к повороту большого руля право, и гигантский корабль повернет налево. Переход к Парадигме Учебы и есть своеобразная транцевая плита огромного корабля под названием «высшее образование». Это переход, который меняет все.


[1] Источник: Barr R. B., Tagg J. From teaching to learning — a new paradigm for undergraduate education // Change. 1995. Vol. 27. № 6. P. 13–25. Пер. с англ. А. М. Корбута.

[2] Барр, Р. От преподавания к учебе: новая парадигма высшего образования / Р. Барр, Дж. Тагг // Теоретические вопросы образования [Электронный ресурс]: хрестоматия / сост., под ред.: М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова, А. М. Корбута. – Минск: БГУ, 2013. – С. 333–359. (URL документа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/104685/1/%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%80.pdf).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: