Рынок есть совокупность товарных потоков (включая услуги), валютных, кредитных и иных отношений внутри национальных хозяйств страны или между странами.
Рынок является сферой постоянных контактов между продавцами, покупателями, посредниками, банками, страховыми компаниями, средствами массовой информации. Рынки делятся на товарные, финансовые и рынки труда.
Товарный рынок представляет собой систему экономических связей между производителями и потребителями данного товара и внутри групп производителей и потребителей.
В таблице 2 представлена матрица типологии рынков и характеристика каждого типа.
Таблица 2
Матрица типологии рынков
Типы рынков | Число фирм | Виды товара | Контроль цен | Неценовая конкуренция |
Чистая конкуренция | Очень много | Стандартизированный | Нет | Нет |
Монополистическая конкуренция | Много | Дифференцированный | В узких рамках | Реклама и т.п. |
Олигополия | Несколько | Стандартизированный или дифференцированный | Ограниченный | Различные формы |
Чистая монополия | Одна | Уникальный | Значительный | Консьюмеризм |
Различают следующие классификации товарных рынков:
- по народнохозяйственной структуре страны;
- по уровню доходов в стране;
- по территориальному признаку;
- по товарно-отраслевому признаку;
- по отношению к общественному производству;
- по характеру конечного использования;
- по сроку использования.
Народнохозяйственная структура страны делит рынки по типам экономического развития:
- натуральное хозяйство;
- страны – экспортеры сырья;
- промышленно развивающиеся страны;
- промышленно развитые страны.
Классификация рынков по уровню доходов связана с доходами населения, различают:
- страны с низким уровнем доходов;
- страны с очень низким и очень высоким уровнем доходов;
- страны с низким, средним и высоким уровнем доходов;
- страны с преимущественно средним уровнем доходов.
Территориальный признак делит рынки на:
- внутренний;
- национальный;
- региональный;
- мировой.
В данной классификации первичным элементом является внутренний рынок, под которым подразумевают сферу товарного обмена, ограниченную государственными границами. Национальный рынок, в отличие от внутреннего, имеет такой элемент функционирования, как экспортно-импортные операции. Таким образом, национальный рынок – это сфера осуществления внутриторговых и внешнеторговых операций.
Региональный рынок – объединяет национальные рынки стран, расположенных на одной территории, например, рынок стран Северной Америки.
Мировой рынок – совокупность национальных рынков.
Мировой рынок может быть закрытым, открытым, или преференциальным.
Закрытый мировой рынок – это внутрифирменные поставки, представляющие товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями корпораций (ТНК).
Открытый мировой рынок – это обычная коммерческая деятельность неограниченного круга независимых покупателей и продавцов.
Преференциальная зона мирового рынка – торговые сделки по долгосрочным контрактам, торговля между региональными торгово-экономическими группировками (ЕЭС, Канада – США).
Товарно-отраслевой признак классификации рынков выделяет рынки машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров.
По отношению к общественному производству рынки делятся на две группы:
· рынки товаров материального производства (сырье, машины и оборудование и т.д.);
· рынки товаров духовного производства (технологии, ноу-хау, произведения искусства, книги и т.д.);
Характер конечного использования товаров выделяет рынки товаров производственного и потребительского назначения.
Срок использования товаров классифицирует рынки по долговременному использованию, краткосрочному и одноразовому.