Права потребителей

Права потребителей связаны с такими понятиями как суверенитет потребителя и консьюмеризм.

Суверенитет потребителя – это право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобретение всего, что потребитель считает нужным для потребления, свободного выбора продавца, места, времени и других условий приобретения.

Консьюмеризм – организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителей на производителей, торговцев.

Понятие «консьюмеризм» пришло на смену понятия «суверенитет» потребителей. Его теоретики рассматривают движение потребителей как продукт экономической эволюции, переход от рынка продавца к рынку покупателя.

Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 году в США. В настоящее время к ним в мировой практике относят «семь прав потребителей»:

1. Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничения какого-либо монопольного воздействия на потребителя.

2. Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя).

3. Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающих потребителю сделать правильный выбор или принять решение.

4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием.

5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.

6. Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принять решение.

7. Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений.

Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» для содействия странам в борьбе с вредной деловой практикой предприятий на национальном и международном уровнях, не учитывающей интересы потребителей.

В России защита прав потребителей осуществляется через систему законов:

  • Конституция Российской Федерации – согласно ст. 20, 30, 37, 41, 42, 43 граждане имеют право на жизнь, объединение в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование;
  • Уголовный кодекс РФ – ст. 200 предусматривает уголовную ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей;
  • Гражданский кодекс РФ – отражает сущность предприятий, юридических лиц, собственности, предпринимательские и имущественные отношения (введен в действие с 01.01.1995 года (I часть) и 01.01.1996 года (I I часть));
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» (принят 07.02.1992 года), постоянно совершенствуется и обновляется – регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, получение информации о товарах, работах, услугах; определяет механизм реализации их прав и ответственность за их нарушение.

Кроме законодательных актов существуют нормативные акты и правила, защищающие права потребителей:

  • Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров;
  • Правила продажи меховых товаров и т.п.

Для защиты прав потребителей созданы в органах местного самоуправления комиссии, комитеты, и отделы по защите прав потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: