Права потребителей связаны с такими понятиями как суверенитет потребителя и консьюмеризм.
Суверенитет потребителя – это право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобретение всего, что потребитель считает нужным для потребления, свободного выбора продавца, места, времени и других условий приобретения.
Консьюмеризм – организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителей на производителей, торговцев.
Понятие «консьюмеризм» пришло на смену понятия «суверенитет» потребителей. Его теоретики рассматривают движение потребителей как продукт экономической эволюции, переход от рынка продавца к рынку покупателя.
Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 году в США. В настоящее время к ним в мировой практике относят «семь прав потребителей»:
1. Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничения какого-либо монопольного воздействия на потребителя.
|
|
2. Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя).
3. Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающих потребителю сделать правильный выбор или принять решение.
4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием.
5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.
6. Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принять решение.
7. Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений.
Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» для содействия странам в борьбе с вредной деловой практикой предприятий на национальном и международном уровнях, не учитывающей интересы потребителей.
В России защита прав потребителей осуществляется через систему законов:
- Конституция Российской Федерации – согласно ст. 20, 30, 37, 41, 42, 43 граждане имеют право на жизнь, объединение в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование;
- Уголовный кодекс РФ – ст. 200 предусматривает уголовную ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей;
- Гражданский кодекс РФ – отражает сущность предприятий, юридических лиц, собственности, предпринимательские и имущественные отношения (введен в действие с 01.01.1995 года (I часть) и 01.01.1996 года (I I часть));
- Закон РФ «О защите прав потребителей» (принят 07.02.1992 года), постоянно совершенствуется и обновляется – регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, получение информации о товарах, работах, услугах; определяет механизм реализации их прав и ответственность за их нарушение.
Кроме законодательных актов существуют нормативные акты и правила, защищающие права потребителей:
|
|
- Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров;
- Правила продажи меховых товаров и т.п.
Для защиты прав потребителей созданы в органах местного самоуправления комиссии, комитеты, и отделы по защите прав потребителей.