Знания, умения, навыки и привычки

Начальной формой знаний человека в мире служат образы ощущений и восприятий. Результатом дальнейшей переработки этих образов в сознании является образование представлений и понятий.

Представления и понятия обусловливают организацию и руководство всей практической деятельностью личности. Знания всегда направлены на ту или иную практическую деятельность и тесно связаны с действиями. Постоянное включение знаний в действия значительно повышает уровень действий, способствует их большей эффективности. Без знаний осознанная, целенаправленная деятельность личности невозможна.

Каждая деятельность человека предполагает выполнение тех или иных действий. Успех действия находится в прямой зависимости от овладения способом его выполнения. Каждое новое действие человек вначале выполняет неточно, медленно, то есть несовершенно. Иногда ему даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие. Чтобы научиться выполнять конкретное действие, человек обращается за помощью к книгам, схемам, картинам, к более опытным людям. Но при всем огромном значении анализа действия наглядного показа его выполнения для овладения действием оказывается мало. Необходимы упражнения в действии.

Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.

Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Это означает, что человек овладевает данным способом действия.

Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками.

Показателем наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных, частных операций.

Навык возникает как автоматизированное действие. Его роль заключается в освобождении от контроля над выполнением действия.

Необходимо подчеркнуть, что овладение навыком не исключает полностью контроля сознания над выполнением действия. Как только произошла где‑нибудь ошибка, внимание сразу же сосредоточивается на этом участке действия.

Физиологической основой навыка служит динамический стереотип, то есть определенная система нервных связей, в которой каждый предыдущий элемент действия является сигналом для последующего. В результате начальная операция влечет за собой все остальные, входящие в состав действия, без регулирования их второй сигнальной системой. Поэтому‑то обычно человек и не продумывает заранее каждого этапа действия. Но любое нарушение функции системы связей выступает как новый, привлекающий к себе внимание сигнал. Прочность образованных систем нервных связей, служащих основой овладения навыками, определяет быстроту и высокое качество действий. Эти свойства являются важными показателями уровня овладения способом действия.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.

В формировании навыка можно выделить определенные этапы – ознакомительный, где идет осмысление действий и ознакомление с приемами выполнения действия; подготовительный или аналитический, где происходит сознательное, но неумелое выполнение действия; стандартизирующий (синтетический), на котором элементы действия автоматизируются и объединяются в единое действие; варьирующий или ситуативный, когда идет овладение произвольной регуляцией характера действия.

В отличие от навыков умение, являясь способом действия, не предполагает обязательного его закрепления путем предварительного упражнения.

Умения могут выступать в двух качественно разных уровнях способа действия. Первый – элементарный, более низкий по сравнению с навыком уровень выполнения действий. Второй – высокий уровень способа действия, по сравнению с которым навык является более простым.

При овладении новым способом действий происходит влияние старых, уже сформированных навыков. В одних случаях это способствует усвоению нового навыка, в других – мешает. Благотворное влияние ранее сформированных навыков на овладение новым называется переносом навыков. Отрицательное воздействие ранее сформированного навыка на усвоение нового или отрицательное воздействие формируемого навыка на уже приобретенные называется интерференцией навыков.

От умений и навыков следует отличать привычки. Привычка – это усвоенное в процессе жизненной практики действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительные и отрицательные.

Физиологической основой привычек, как и навыков, являются динамические стереотипы, то есть системы твердо закрепившихся временных связей.

Привычки формируются различными путями. Очень часто они формируются путем подражания другим людям – товарищам, воспитателю, учителю, родителям. Привычки могут формироваться путем простого, подчас случайного, многократного повторения действия, поступка. Привычки формируются и в результате сознательных, целенаправленных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: