Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Проблемы самопомощи в деятельности практических психологов

Поскольку сама психология является одной из сфер профессиональной деятельности, то возникает естествен­ный вопрос: кто же будет самим психологам помогать оп-

тимизировать свой труд? Проще всего было бы сказать, что этим должна заниматься методология психологии, по­скольку сутью методологии как раз и является рефлексия (осмысление собственной деятельности). Заметим, что в каждой науке (и в каждой сфере производства) есть своя «конкретно-научная» методология, но все-таки психоло­ги работают в этих самых разных сферах и приносят опре­деленную пользу, то есть без психологов методологи все-таки обойтись не могут. Кроме чисто методологиче­ских проблем имеются еще проблемы, связанные с органи­зацией труда, с медико-гигиеническими аспектами трудо­вой деятельности психологов, наконец, проблемы развития и саморазвития психологов в своем «нелегком» труде.

Но, как известно, проще оказывать помощь другим специалистам и очень сложно помогать самому себе (или таким же специалистам, как ты сам). Дело в том, что и пси­хологическая помощь (и многие другие виды помощи лю­дям, например, медицинская и проч.) предполагают опре­деленную веру в психолога, в его «чудодейственные» мето­ды, то есть предполагают «некомпетентного» и даже «на­ивного» клиента, способного поверить в «психологиче­ский миф», ведь если бы клиент сам разбирался в психоло­гии (или в медицине), то он сам мог бы разобраться и со своими психологическими проблемами...

Но и у самих психологов есть свои психологические проблемы, и тогда возникает ситуация «сапожника без сапог». А беда психологов в том, что они (как специали­сты) уже не могут быть «наивными» и «некомпетентны­ми» клиентами. Поэтому им нужна какая-то особая по­мощь, отличающаяся от помощи обычным людям. Мож­но выделить разные варианты такой помощи (помощи «са­мим себе»):

1. Одним из наиболее распространенных (реальных) вариантов является взаимопомощь коллег-психологов в неформальном общении: посидеть вместе, пожаловаться, помочь в решении каких-то вопросов, по-дружески обра­тить внимание на ошибки и недостатки своих коллег, а то и просто морально поддержать...

2. Полуформальные варианты помощи, например, на различных выездных конференциях и творческих семина­рах. Часто главным смыслом таких форм работы является не «обмен опытом» и не заслушивание «докладов» своих коллег, а обмен опытом накопившихся проблем и способов их разрешения, а также создание атмосферы «профессио­нального единства», «профессиональной общности», кото­рая тебя «понимает» и при необходимости «поддержит»... Организаторам и участникам подобных конференций и се­минаров следует постоянно помнить об этом и всячески способствовать достижению и этих важных целей.

3. Создание реабилитационных центров для восста­новления сил психологов и психотерапевтов (для России это пока сложная проблема).

4. Грамотная организация труда психологов и психоте­рапевтов, не допускающая их чрезмерного переутомления и, тем более, нервных срывов в работе (например, в обще­нии с невоспитанными посетителями, в «выяснении отно­шений» с бестактными администраторами и т. п.). Хотя в полной мере исключить профессиональные конфликты вряд ли получится (психологическая практика — это нер­вная работа), но надо хотя бы стремиться свести к разум­ному минимуму нервные нагрузки.

5. Наконец, формирование у психолога навыков профессиональной саморегуляции, релаксации и т. п. К сожалению, и в этом вопросе больше проблем, чем ре­шений.

Отсюда общая мораль: важнейшим элементом профес­сиональной культуры психолога является формирование у себя готовности самостоятельно решать свои собственные психологические вопросы (пока это реально не делается при подготовке психологов во многих вузах). Одновре­менно данная нерешенная проблема (помощи самим пси­хологам) может стать предметом для творческого поиска некоторых нынешних студентов -психологов, понимаю­щих, насколько все это важно для развития психологиче­ской практики.





 

Читайте также:

Общее представление о групповой психотерапии

Психоанализ и направления, с ним связанные

Психотерапия в деятельности практического психолога

Гештальтпсихология

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 1650

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.81.198.150