Здесь деревья. И там деревья. Там гитары. А там — гитары Taylor Guitar. Это просто. А это сложно. Пишите нам. Вы увидите разницу.
Рис.1.26
Обычно гитары в рекламах представляют знаменитые музыканты или же реклама изобилует техническими терминами. Реклама компании Taylor Guitar следует иной стратегии. Она утверждает, что гитары «Taylor Guitar — сделаны вручную из лучших пород дерева и прекрасно звучат». Копирайтер мог бы вынести это утверждение в заголовок. Но как мастер своего дела, он поднялся на новый уровень.
А когда вы слышите одни и те же шутки постоянно, становится скучно. Юмор же в противоположность шутке вещь более тонкая, и некоторые его нюансы заставляют смотреть и слушать одну и ту же рекламу из раза в раз. Комедийный клуб прекрасно отличает юмор от шутки, судя по превосходной радиорекламе, которая продвигает специфический «товар» — смех. Реклама воспроизводит различные типы смеха — смешки, хихиканье, кудахтанье, взрывы смеха, фырканье. Это можно слушать снова и снова и будет смешно.
|
|
2. Обращайтесь к человеческому опыту. Одна из привлекательнейших сторон рекламы с юмором заключается в том, что люди узнают в ней смех, свойственный знакомым им людям. Программа создала релевантную человеческую связь. Алан Кей, рекламное агентство которого Korey, Kay&Partners выиграло массу наград за юмористическую рекламу, твердо верит в «человеческое чувство юмора». Как объяснял А. Кей корреспонденту журнала «Agency»: «Мы произносим слово humor (юмор) как h-u-m-a-n (человек). Мы приводим узнаваемые примеры того, как «судьба играет человеком»; аудитория узнает ситуации и говорит: «Да, так оно и было».
3. Убедитесь в том, что юмор имеет отношение к рекламируемому товару. Бывали ли вы очарованы рекламой настолько, что помнили ее дословно - все, кроме марки товара? Если юмор заслонил собой товар — значит реклама потерпела фиаско. Условие успеха рекламы — центральное место юмора в сообщении, которое вы хотите передать. Вот, кстати: причудливые рекламные ролики «Dick». В одном сюжете огромный бобр сгрызает костыль; в другом волшебный трюк: из-под руки женщины появляются мыши. Многие нашли рекламу прелестной, и она получила широкое распространение. К сожалению, сюжет не имел никакого отношения к пиву и реклама практически не оказала никакого влияния на продажи. Не прошло и двух лет, как клиент разорвал отношения с агентством — создателем рекламы.
4. Юмор должен соответствовать вашей аудитории. Реклама должна учитывать вкусы, ожидания и чувства потенциальной аудитории. Если что-то понравилось вам или вашим друзьям, совсем не обязательно, что ролик положительно воспримет и ваша аудитория. Кто-то может быть даже оскорблен вашей рекламой. Так что всегда проверяйте вашу рекламу на представителях целевой аудитории.
|
|
5. Избегайте шуток, которые могут оскорбить кого-либо. Подсмеиваясь над национальными меньшинствами, этническими группам и старшим поколением, вы рискуете «вызвать огонь на себя». Автомобильная компания оскорбляет афро-американцев рекламой в журнале «Jet»: «В отличие от твоего последнего приятеля он начинает работать с утра». А дисконтный магазин одежды оскорбляет евреев, сообщая: «Одевайтесь по-английски. Думайте как иудей».
6. Обыгрывайте рекламируемый товар, но не насмехайтесь над ним. Юмор типа «смеемся над собой» работает только в том случае, если вы сумели обратить недостатки в преимущества. Сеть гостиниц Motel 6 делает это блестяще, не пытаясь скрыть относительно низкий уровень сервиса, а скорее выпячивая его. Никто не обещает вам чудесного мыла, европейского шоколада и пушистых халатов. Том Бодетт предлагает только удобное жилье по приемлемой цене.
7. Не держите ваших зрителей за дураков. Рассуждайте так: вы купили бы товар у того, кто считает вас идиотом? Или вы приобретёте его у того, кто ценит ваш интеллект? Водка «Absolut» демонстрирует феноменальный рост продаж за счет тонкого юмора рекламы.
Знаменитости одобряют
На следующий день после победы женской сборной США по футболу в Кубке мира резко возросли продажа спортивных бюстгальтеров компании Nike. Почему? В восторге от одержанной победы одна из игроков команды, Брэнди Честен, стянула с себя футболку, и все увидели на ней спортивный бюстгальтер «Nike». Данное действие не являлось оплаченной рекламой как таковой, но еще раз подтвердило привлекательность использования в рекламе знаменитостей. Преимущества использования в рекламе пользующихся популярностью актеров или спортсменов состоят в следующем:
* Знаменитости привлекают. Известные всем личности обращают на себя внимание и помогают вашему сообщению прорваться сквозь создаваемую другой рекламой «дымовую завесу».
* Их обожают. Компании надеются, что восхищение знаменитостями отразится и на них.
* Они воспринимаются как эксперты в своей области. Хитрость тут вот в чем: необходимо создать релевантные связи между опытом знаменитостей и товаром или компанией.
Прежде чем вы решите, что привлечение знаменитостей позволит вам решить все проблемы, учтите следующие возможные осложнения:
* Звезды стоят дорого. Спортсмены, актеры, музыканты подписывают контракты на миллионы долларов. Небольшие компании и не мечтают о таких деньгах, то же относится и к компаниям, которые пытаются сделать ставку на низкие цены товара.
* Слава скоротечна, долгосрочная стратегия не должна основываться на привлечении определенных знаменитостей. Известность приходит и уходит, и когда уровень популярности некой личности снижается, вместе с ним падает и уровень убедительности рекламы.
* Звездам не слишком доверяют. Результаты проведенного журналом «Advertising Age» опроса свидетельствуют: 36% респондентов уверены в том, что знаменитости «все делают только ради денег», а 43% опрошенных — что звезды «никогда не пользовались рекламируемыми товарами».* Компания The Beef Industry Council убедилась в скептичесом отношении аудитории на своем горьком опыте, когда рекламирующая товар компании Сибил
=====================
* Dave Vadehra, «Celebs Remain Entertaining, If Not Believable», Advertising Age, 2 Sept. 1996, pp. 18.
Шеперд заявила в одном из интервью, что не употребляет в пищу черное мясо (баранину, говядину).
4 Иногда знаменитости рекламируют множество различных товаров, что шокирует людей (частенько и самих «звезд»). Тайгер Вудс в одежде под маркой «Nike» прыгает в горячую воду, рекламируя мячи для гольфа «Titleist».
|
|
* Знаменитости способны затмить собой рекламу. Хотя «звезды» и привлекают внимание к рекламе, часть аудитории фокусирует внимание на них лично, игнорируя рекламируемые товары.
* Негативные отзывы в печати могут ударить по карману спонсора. Торговая компания Kmart разорвала контракт с ветераном гольфа Фэззи Зоелом после его шутки над Тайгером Вудсом, поедающим жареного цыпленка с зеленью. Kodak и Pepsi «погорели» на Майке Тайсоне, когда выяснилось, что он избивает свою жену и обвинен в насилии. И некогда столь популярный О. Дж. Симпсон вряд ли будет востребован в ближайшем будущем.
Кроме того, в начале вашей деятельности мы посоветовали бы избегать использования в рекламе знаменитостей по следующим причинам:
* Вряд ли, получив первый заказ на создание рекламы, вы будете располагать соответствующим бюджетом.
* Решение о привлечении «звезды» не отличается оригинальностью. Вы должны продемонстрировать собственный творческий подход к решению задач, а не способности знаменитых персон.
Руководство по созданию эффективной рекламы
Творческий успех не падает на голову, как манна небесная, привлекательная реклама не появляется сама собой. Существует набор «подогревающих» креативный процесс средств, включающих следующие правила:
1. Не загоняйте себя в жесткие рамки правил, но знайте правила игры. Прежде чем нарушать правила надо хотя бы ознакомиться сними.
2. Начинайте с четкой стратегии или плана. В главе 4 вы познакомитесь с процессом разработки креативной стратегии, которая послужит фундаментом и залогом успеха рекламной кампании в целом.
3. Помните — большинство товаров не являются уникальными. Клиент (рекламодатель) будет доказывать обратное, но холодильник
есть холодильник, автомобиль есть автомобиль и т. п. Все зависит от того, как вы представите товар.
4. Проявите знание людей, для которых вы работаете. Добивайтесь, чтобы о вас сказали: «О, это как раз про меня».
5. Аудитория не интересуется тем, что вы хотите ей преподнести. Следовательно, ваше сообщение должно «пронять» потребителя (всегда думайте о единственном покупателе). То, как вы передаете сообщение, так же важно, как то, что вы передаете.
|
|
6. Проводите собственные исследования. Клиент может помочь сузить аудиторию и предоставить данные о товаре и конкурентах, но вам необходимо самому разобраться в предоставленной информации (см. главу 3). Ваша основная задача — построение устойчивых взаимоотношений между маркой и ее потенциальным потребителем.
7. Во время проведения опроса потребителей задавайте как можно больше вопросов. Всегда помните, что далеко не все респонденты пожелают обосновать причины их любви или неприязни к товару. В Англии одна мамаша сообщила проводившему опрос специалисту по маркетингу, что молоко очень полезно для детей, а лимонад — это ужасно. Когда он спросил, что она покупает детям, в ответ услышал: «Лимонад. Молоко они терпеть не могут». Как вы поступили бы с этой информацией, если вам нужно продать молоко?
8. Знайте, что люди часто проявляют непоследовательность в выборе товаров. В большинстве рекламных сообщений их авторы частично или полностью делают ставку на пробуждение у аудитории определенных эмоций. Показательным для выбора рекламной стратегии является также отношение потребителей к товарам конкурента.
9. Никогда не давайте неоправданных обещаний. Обращаясь к целевой аудитории, обещайте только то, что реально можете выполнить.
10. Выделяйте полезные свойства товаров, а не детали устройств. Как говорил основатель фирмы Revlon Чарльз Ревсон: «Женщины приобретают не губную помаду, они покупают надежду». Реклама автомобильных шин должна подчеркивать безопасность езды, а не уникальный дизайн протекторов. Реклама компьютеров должна делать акцент на их дружественности по отношению к пользователю, а не сложности устройства. Помните, что эмоциональное восприятие более убедительно, чем основанные на логике аргументы.
Рис. 1. 3
До публикации рекламного сообщения Гинекологического онкологического центра в «People Weekly» в Центре раздавалось по 500 звонков в месяц. В день выхода рекламы в Центр по телефону за дополнительной информацией обратились 1278 женщин, по почте — 425. Даже через два месяца количество звонков (974) было выше, чем в среднем до публикации сообщения. Несмотря на отсутствие финансирования и наглядной информации, реклама сработала. Почему так много женщин отреагировали на это сообщение?
Текст на рисунке
Большинство женщин предпочтет купон на 25 центов, чем купон на собственное здоровье. Безусловно, мы не принимаем решений на основе теории вероятности. Однако 20 лет назад диагноз рака для женщины был приговором. Врачи продолжали исследования. В результате статистика изменилась коренным образом. Онкологические заболевания сегодня излечимы. Женщине необходимо просто найти время и выяснить, как позаботиться о своем здоровье.
11. Реклама должна быть простой. Если рекламная кампания проста и эффективна, то, скорее всего, над ней немало потрудились. Лозунг «Courage for your head» («Бесстрашие для вашей головы») звучит просто и попадает прямо в цель, но он возник в головах творческой команды Bell Helmets не сам собой (см. «Практикум» в конце главы). Как сказал Натаниэль Хоторн: «Легкое чтиво чертовски трудно написать».
12. Выстраивайте взаимоотношения. Реклама не дает мгновенного результата. Даже прямая, розничная и реклама в местах продаж, назойливо призывающая немедленно сделать покупку, ограничены в способности заставить потребителей расстаться с деньгами. Лучшее, что может сделать реклама, — установить взаимоотношения между товаром и потребителем. Понравилась реклама — можно и товар попробовать.
13. Избегайте клише. Клише в рекламе так же отталкивают, как и в других случаях их применения, — люди просто перестают обращать на них внимание. Каламбуры, если их использовать в каждом заголовке, тоже превратятся в клише. Время жизни рифм в качестве рекламы также ограничено.
14. Пересматривайте материал. Даже суду необходимо время для вынесения приговора. Разрабатывая рекламную кампанию «Courage for your head» для своего клиента Bell Helmets (см. «Практикум»), сотрудники рекламного агентства Goodby, Silvester&Part-ners ознакомились с процессом производства, получили массу информации и только потом провели групповую сессию, в ходе которой и родилась основная линия кампании.
Любой из нас способен быстро набросать некий рекламный проект; и мы ежедневно встречаемся с примерами их реализации в печати, на радио и телевидении, на рекламных щитах и в Интернете, находим в своих почтовых ящиках. Большая часть такого рода «мгновенных реклам» просто создает фоновый шум для нескольких действительно великих произведений, которые запоминаются и заставляют нас что-то почувствовать.
Социальная ответственность
Рекламные сообщения переполнены мифами, стереотипами, культурными символами. Пытаясь по возможности избегать отрицательных ценностей в контексте сообщений, ряд рекламодателей, намеренно или лучайно, заставляет некоторых потребителей почувствовать, что они «недостаточно хороши», «не такие» или являются «недостаточно преуспевающими». Прочитайте приведенные ниже сообщения и подумайте, в каких из них содержится правда, а в каких — мифы? Каковы последствия — позитивные или негативные — использования таких сообщений в целях стимулирования сбыта товаров и услуг?
* Дети. Убедитесь в том, что наши дети имеют все, чего не было у родителей (больше игрушек и игр, лучшая одежда, экзотические каникулы и т. п.).
* Мужчины и женщины. Мужчина должен быть сильным, настойчиво добиваться успеха, уметь сдерживать эмоции. Женщины могут позволить себе поплакать.
* Материальные идеалы. То, что представляет собой человек, оп-ределяется в основном набором товаров и услуг, которыми он владеет или пользуется, а не его ценностями, личностью, этикой и интересами.
* Технология. Чем больше технологий, тем лучше жизнь; убеди-
тесь в том, что ваш телевизор по характеристикам изображения
и звука не уступает домашнему кинотеатру.
* Идеалы равноправия. Мы в одной лодке. И все такое прочее...
* Элитарная мечта. Мы не в одной лодке! Другим надо поста-
раться, чтобы угнаться за мной.
* Что хорошо для Америки. Если вы ездите на автомобиле «Honda»,
бреетесь бритвой «Braun» или предпочитаете французские вина —
вы не патриот (который пользуется, конечно, только американ-
скими марками). * Отличный хозяин. Если вы не умеете отлично готовить, оформ-
лять интерьеры, организовывать вечеринки и т. п. — то что-то с
вами не так.
* Пол. Неважно, на какой вопрос пол служит ответом. Все, что вам
надо, так это продукт X, с ним вы будете неотразимы. Используйте его, и вас будут любить. А если ничего не изменится, то это ваша вина. * Запугивание. Вы будете себя отвратительно чувствовать, если не
воспользуетесь этим дезодорантом. Если вы не воспользуетесь защитной системой, вы потеряете все, что есть в доме. Вы идиот, если так одеваетесь.
* Будьте «реальны» — отрицание фантазий. Рекламодатель стремится показать, что он находится на одном уровне с вами. Кажется, что он хочет сказать: «Мы знаем, что в рекламе полно трюков, так что мы с вами» (но действительно ли это так?). * Язык жестов. Опущенные глаза, взгляд в сторону, ухмылка, неловкая поза — эти невербальные сообщения говорят больше слов.
Рекламу какого типа вы собираетесь создать?
Писатель Э. Л. Доктороу в своей книге «The Book of Daniel» выносит приговор телевизионной рекламе:
Каждый обращает внимание на рекламу. Это современная школа, люди. Меньше чем за минуту телевизионная реклама прокрутит перед вами целую жизнь. Покажет ребенка, дом, автомобили, вручение дипломов... заставит вас смеяться и плакать... расскажет, какой ты крутой, и поведает, каким ты мог бы стать. Реклама — это обучающая единица.
И действительно. Рекламодатели установили над общественными телефонами в школах видеосистемы и предлагают в обмен на разрешение пропустить пару минут рекламы установить в каждом классе бесплатные телевизоры и спутниковые тарелки в классах. Джеффри Голд-фарб рассказывает и о других путях проникновения коммерции в классные комнаты.* Популярный учебник математики для средней школы предлагает ученикам определить, сколько граммов жира содержится в гамбургере «Whopper», подсчитать длину мобильника «Oscar Мауег Weiner-mobile» и площадь поверхности коробки «Cocoa Frosted Flakes». Некоторые старшеклассники учатся складывать и вычитать по книжке М&М. А в Джорджии одного школьника исключили за то, что во время посвященной «Coca-Cola» школьной недели «"Coke" in Education Day» (школа боролась за денежный приз, школьники должны были скандировать «СОКЕ» на автомобильной стоянке) он носил футболку «Pepsi». Дж. Голдфарб напоминает о том, что рекламные атаки на школы начались еще в XIX в., когда детям раздавали линейки с логотипами различных компаний. Даже если и так, Дж. Голдфарб и другие критики задают вопрос: не слишком ли далеко зашла реклама?
Рекламодатели ретушируют образы: называют отличными нуждающиеся в совершенствовании товары, взывают к чувствам, «выключая» мышление, побуждают потребителя равняться на некое туманное status quo. Еще в XVII в. публиковавшиеся в Великобритании брошюры завлекали поселенцев в Новый Свет при помощи обнадеживающих преувеличений, полуправды и лжи. А в 1930 г.
__________________
* Jeffrey Goldfarb, «Today's Lesson: How to Ad», American Advertising, Fall 1999, pp. 12-21.
один торговый журнал клялся, что реклама «помогает поддержать в массах чувство неудовлетворенности своей жизнью, досаду на окружающие их уродливые вещи. Неудовлетворенный потребитель приносит больше дохода, чем удовлетворенный».
А теперь задайте себе следующие вопросы: что возобладает, выгода или благоразумие, если в обзорах пишут, что женщины, американцы латинского происхождения и афро-американцы являются главной целевой аудиторией для рекламы сигарет и алкоголя, в то время как большинство потребителей все меньше курят и пьют? Надо ли в рекламе популярного обезболивающего средства раскрывать, что «все больницы покупают нашу марку» потому, что они получают товар по сниженным ценам?
Стоит ли производителю автомобилей в век, когда и дня не проходит, чтобы не погиб водитель, превысивший скорость на дороге, делать ставку на рекламу, в которой его новая спортивная модель перегоняет реактивный самолет?
Следует ли рекламодателям отказаться от телевизионной рекламы, в которой используются такие императивы как «она должна быть блондинкой, а если она брюнетка, то не слишком темненькая, и хорошенькая, но не слишком», или «по речи — Средний Запад, по виду — средний класс, не еврей», или «если мы используем черных, пусть они будут выше среднего»?
Должны ли рекламодатели быть чуткими к этническим вопросам? В Австралии в телевизионной рекламе средства «Colgate-Palmolive UV» группа негров подшучивала над белыми, которым требовался солнцезащитный лосьон. Вывод таков: если негры имеют естественную защиту, «то мать-природа должна быть черной». В конце рекламы все искренне смеются. Некоторые зрители восприняли ее как забавную, но агентство в Нью-Йорке сняло эту рекламу, после того как в компанию поступили жалобы от проживающих в Австралии афро-американцев.
Есть ли место в коммерческом обращении насилию и доминированию, даже в виде имитации? В одной рекламе духов показано, как женщина царапает спину мужчины, при этом говорится: «Оставь свою метку на мужчине». А вот телевизионная реклама торгового пассажа («21 место, где можно купить нижнее белье»): мужчина отступает перед набирающим скорость грузовиком и так пугается, что... ну, вы догадались... Король моды Кеннет Лейн озаглавил трехстраничный разворот следующим образом: «Если устроят публичную казнь, вы пойдете на нее посмотреть?» Переверните страницу, и над ботинками, портфелями и солнечными очками увидите фразу: «Что вы оденете?»
А как насчет сексуального инуендо? Rally представляет свой новый огромный гамбургер при помощи такой рекламы: женщина охает и ахает над «Big Buford» парня, это название нового товара. А одна из марок текилы заняла первую и последнюю обложку журнала, шокируя читателей следующим образом: над изображением женщины в открытом костюме заголовок — «Она — блондинка. Она красива. Она проложила тебе дорогу». На оборотной стороне то же фото, но другой заголовок: «Она — это он. Жизнь сурова. А текила нет».
Какое сообщение о ценности товара несет такая реклама? Что можно подумать о мужчинах и женщинах, создающих такие сообщения? Неужели они стремятся любой ценой привлечь внимание читателя? Ответить на этот вопрос можете только вы сами. Читайте дальше и подумайте над своим ответом.
Креативное неистовство
В своих попытках привлечь внимание потребителей рекламодатели и агентства иногда заходят слишком далеко. Вот несколько предупреждений, которые необходимо помнить всегда:
1. Не позволяйте творчеству или вашему эго стоять на пути здравого смысла. Женщина раздражена рекламой «мыльной оперы», идущей по телевидению в ночное время: три персонажа женского рода появляются под заголовком «СУКА, СУКА, СУКА». Она пишет жалобу в создавшее ее агентство. Вместо извинений, служащий агентства отсылает ей фотографию африканского ребенка, целующего корову под хвост, предложив навестить племя Динка в Восточной Африке и положить конец ужасной социальной практике. Когда женщина обратилась к руководству агентства, она получила еще более «оригинальный» ответ. Менеджеры предложили купить женщине билет (в один конец) в Африку, а также карту, шлем и москитную сетку. Женщина скопировала всю корреспонденцию и разослала клиентам агентства. Ее акция принесла определенные результаты. Один из крупных клиентов отказался от заказа в $10 млн, и несколько месяцев агентство действовало в «аварийном режиме», отбиваясь от атак возмущенной инцидентом общественности.
Как убедить потребителя в том, что ваша рыболовная леска действительно очень-очень крепкая9 Явный путь: показать только что пойманную гигантскую рыбу. Но это уже было. Реклама лески «Stren» неожиданна, но релевантна.
2. Избегайте безвкусицы. Как было показано в предыдущих примерах, плохой вкус означает плохой бизнес. Медиа-средства могут отказаться от рекламы, если она отрицает их ценности. Например, в одном из номеров журнала «Еllе» одна страница была оставлена пустой, так как на этом месте должна была появиться изображающая умирающего от СПИДа мужчину реклама Benet-ton. Сильное давление могут оказывать и потребительские группы. Американская общественная организация MADD («Матери против пьянства за рулем») выступит против любого рекламирующего безответственное пьянство сообщения, например такого: каталог «Abercrombie & Fitch», в который входил раздел «Drinking 101» («Напитки 101») с такими рецептами коктейлей, как «Мозговое кровоизлияние», «Оргазм», «Полоскание для грязной девчонки».
3. Обосновывайте свои обещания. Некоторые компании не могут устоять перед соблазнами построить рекламу на полезности товара для здоровья или утверждениях о том, что их товары превосходят продукцию конкурентов. Но помните, что FTC (Федеральная торговая комиссия США) или FDA (Управление по контролю качества пищевых продуктов и медикаментов) могут потребовать от производителя обоснования утверждений. Если вы не сможете их предоставить, на компанию могут быть наложены соответствующие санкции. Годами полоскание «Listerine» рекламировалось как средство, предотвращающее простуду и ангину. В 1975 г. FTC приказало компании Warner-Lambert, родительской компании Listerine, выделить $10 млн на корректирующую рекламу: «Вопреки предыдущему сообщению, "Listerine" не поможет предотвратить простуду или ангину или облегчить их протекание». FTC обвинила в необоснованных утверждениях и Campbell's Soup, в рекламе которой сообщалось, что «большинство супов являются полезной составляющей меню, уменьшающей риск сердечных заболеваний». Обещание было необоснованно и вводило аудиторию в заблуждение, так как высокое содержание натрия в супах как раз могло способствовать сердечным заболеваниям. В тех случаях, когда реклама «искажает природу, характеристики, качества или географическое происхождение его/ее или другого индивидуума товаров, услуг или коммерческой деятельности», конкуренты могут возбудить против компании судебный процесс. John Deere & Co. заставила компанию MDT Products отказаться от использования логотипа «John Deere». Wilkinson Sword пришлось выплатить Gillette $953 000 за ущерб, причиненный вводящими в заблуждение заявлениями о превосходстве.
4. Не копируйте творческие идеи других рекламных кампаний. Независимо от того, что вы могли слышать, имитация — не самый лучший способ «обольщения». Корпорация Nike вынудила концерн Volkswagen отозвать печатную рекламу, которая использовала заголовок «Air Jorgen», так как потребители могли спутать его с торговой маркой кроссовок «Air Jordan».
5. Не копируйте других людей. Том Вейте выиграл $2,4 млн в судебном процессе против корпорации Frito-Lay и рекламного агентства Tracy Locke, после того как они использовали в радиокампании для «Doritos» подражание голосу Вейтса. Ванна Вайт отсудила $400 000 у компании Samsung, которая попыталась использовать в рекламе женщину-робота в вечернем платье и светлом парике.
6. Уважайте торговые марки других компаний. Марки «Tony the Tiger» и «Exxon tiger» мирно сосуществовали более 30 лет. Но когда Еххоп попыталась использовать своего «представителя семейства кошачьих» для продажи продуктов питания, Kellogg's возбудила дело о нарушении права на использование торговой марки с изображением тигра.
7. Следите за тем, что вы говорите детям. Рекламные утверждения, подходящие для взрослых, могут быть неприемлемыми для детей, которые более склонны верить обещаниям. Коммерческая реклама «Post Grape Nuts» была сочтена некорректной: диктор сравнивал «естественную прелесть» «Grape Nuts» с дикими орехами и ягодами, которые он собирал в лесу, но некоторые орехи и ягоды в дикой природе ядовиты! '
С еще одним примером «буйного» креатива вы можете познакомиться во вставке «Как сделать из чуда посредственность».
Творческий выбор
В заключение мы хотим, чтобы вы поднялись до уровня неожиданных решений рекламных проблем. Но такого рода решения должны иметь отношение к вашей целевой аудитории. Мы хотим, чтобы вы завладевали вниманием, но не оскорбляли людей. Мы хотим, чтобы вы убеждали потенциальных потребителей в достоинствах вашего товара, но
Как сделать из чуда посредственность
Торгующий по сниженным ценам нью-йоркский магазин одежды Ohrbach's прославился своими остроумными рекламами, созданными легендарным Биллом Бернбахом На одной из наиболее знаменитых реклам был изображен кот в женской шляпе с длинным мундштуком в зубах, а заголовок гласил «Я узнал кое-что о Джоан» Далее в тексте было написано «Послушав, как она говорит, можно подумать, что она из "Кто есть Кто" Что ж! Я узнал, что есть что. У ее мужа свой банк? Дорогая, нет даже счета в банке И почему в их дворце все, от стенки до стенки, под закладом! А эта машина? Дорогуша, это лошадиная, а не зарабатывающая сила Он выиграли ее в 50-центовой лотерее! Можете себе такое представить? А эта одежда! Конечно, она одевается божественно Но норковая накидка, костюмы из Парижа и все эти платья на его доходы? Что ж, дорогая Я узнал и об этом Однажды я увидел, как Джоан выходила из магазина Ohrbach's»
Какой оригинальный, остроумный подход к рекламе одежды по сниженным ценам! А теперь подумайте, что могло бы случиться, если «следовать правилам»
2 «Давайте скажем потребителю, что он может сэкономить в Ohrbach's Увеличим заголовок А кота сделаем поменьше И напишем цену шляпки» |
- «Хорошая реклама в заголовке всегда должна содержать имя рекламодателя Давайте включим название Ohrbach's в заголовок, на случай, если потребитель не заметит его в нижней части рекламы»
4 «Знаете, потребитель может подумать, что мы продаем только шляпки Давайте перечислим все остальное» |
4 «Знаете, потребитель может подумать, что мы продаем только шляпки Давайте перечислим все остальное» |
4 «Знаете, потребитель может подумать, что мы продаем только шляпки Давайте перечислим все остальное» |
3. «Давайте напишем, сколько потребитель сможет сэкономить, семьдесят вторым шрифтом А слово SAVE заключим в рамочку Перечеркнем гигантским X предлагаемую в розничной торговле цену шляпки и напишем ее цену в Ohrbach's»
4 «Знаете, потребитель может подумать, что мы продаем только шляпки Давайте перечислим все остальное» |
4 «Знаете, |
4. «Знаете, потребитель может подумать, что мы продаем только шляпки Давайте перечислим все остальное»
5. «Давайте совсем уберем кота, а заголовок увеличим В конце концов, потребитель заботится о себе А не о каких-то бессловесных котах Добавим настойчивости Что-то вроде "только сегодня" А в тексте рекламы приведем примеры того, как потребители могут сэкономить»
Рис. 1.5
Зачем зря тратить слова, описывая свойства товара? Лучше один раз увидеть..
не хитрили, не прибегали к необоснованным обещаниям. Мы хотим, чтобы вы были остроумны и не одалживали чувство юмора у других. Другими словами, мы хотим, чтобы ваша работа была творческой.
Креативная реклама создает релевантные и неожиданные связи с целью построения позитивных отношений между товаром и потребителем. Релевантность исходит из фактов, в то время как неожиданные связи — это вдохновение копирайтера и художественного директора, дополнительный ингредиент, благодаря которому сообщение будет замечено. Именно этим вопросам и посвящена наша книга: определение рекламной проблемы, сбор фактических данных и — через процесс критического и творческого мышления — использование ваших собственных прозрений в создании запоминающейся рекламы, которая не только привлекает внимание, но и правильно передает сообщение правильной аудитории на языке, который она понимает и принимает.
Предлагаемые упражнения
1. Составьте список увиденных и услышанных вами за один день рекламных сообщений. Сколько их, сколько из них вы хорошо запомнили, и каковы были самые неожиданные варианты размещения рекламы?
2. Найдите примеры рекламных сообщений, в которых, по вашему мнению, (а) обещают «чудеса», (б) используются стереотипы для стимулирования сбыта, (г) запугивают, (д) приводят сомнительные «истины», (е) которые сделаны в плохом вкусе. Что могли бы предпринять рекламодатели, чтобы исключить эти характеристики, не уменьшая воздействия стимулирующего сообщения?
3. Составьте список ваших «творческих ресурсов», поищите «новые миры» для завоевания. Во-первых, составьте список любимых фильмов, развлечений, музыки, фантастики и беллетристики, журналов, пьес и мюзиклов, концертов, телевизионных программ. Поделитесь с товарищами и преподавателем. А теперь попробуйте вместе добавить в этот список что-то другое. Если вы предпочитаете комедийные сериалы, посмотрите час-другой передачу о природе, балет или исторический документальный фильм. Если любите музыку в стиле «кантри», послушайте симфонию. Что вы узнали о себе, проделав это упражнение?
4. После того, что вы узнали из этой главы о творчестве, что вы считаете своей сильной стороной? А слабой? Как вы можете извлечь пользу из первого и поправить второе?
5. Некоторые считают, что невозможно создать творческую рекламу для обычных товаров, но профессионалы рекламного дела возразят: «Скука не простительна!» Джеймс Гормен на трех журнальных страницах описывает очарование непритязательного карандаша. Он пишет:
Вы помните, что такое карандаш? Вы помните запах кедровой стружки, удовольствие писать на чистой бумаге только что заточенным острым кончиком, чувство вины и собственной неадекватности, которое приходит при виде игрызенного коренастого свидетельства вашего тревожного невроза рядом с длинными заточенными кончиками и беззубыми шестиугольными телами карандашей? Я совсем забыл про карандаши и вспомнил про них совсем недавно, когда пересидел за компьютером и решил, что мне надо слегка расслабиться. Карандаши Люди еще пользуются ими? Живы ли еще поклонники карандашей? Или они покорились лазерным принтерам и фломастерам? *
Дж. Гормен добавляет, что звонил в ассоциацию производителей карандашей (Pensil Makers Association) в Муарстоуне, Нью-Джерси, и обнаружил, что «карандаши поживают хорошо». Ему сообщили, что в США выпускается около 2 млрд карандашей в год. Он также узнал, что впервые карандаши появились в 1564 г., когда в Англии были открыты крупные залежи графита. Мало-помалу люди придумали, как сделать оболочку для графита, с чем его смешать, как сделать его крепче и пригоднее для письма. Эрнест Хемингуэй и Уолт Уитмен пользовались карандашами, а не ручками или пишущими машинками. Владимир Набоков и Герберт Гувер тоже. Генри Торо основал семейное дело по производству карандашей. И наконец, Дж. Гормен узнал, «что можно съесть один карандаш в день, не нанеся себе вреда», потому что «грифель» в карандаше вовсе не из свинца, а из графита.
Дж. Гормен рассказал о «жизни» карандашей на трех страницах. Можете ли вы создать простое рекламное сообщение, сделав его героем карандаш, такое, чтобы среди читателей начался «карандашный бум»? Попробуйте.
6. Найдите рекламу в журнале или опишите рекламное сообщение по радио или телевидению. Проанализируйте его, руководствуясь следующим:
____________________
*«Pencil Facts, James Gorman», Wigwag, Feb. 1990.
а) Реклама привлекла ваше внимание, не приводя вас в замешательство? Выдержит ли она конкуренцию в журнале или газете, переполненных рекламными сообщениями (или на телевидении или радио)?
б) Проявляет ли реклама настойчивость к целевой аудитории? Четко ли определена целевая аудитория? Возникает ли у ее представителей чувство вовлеченности, то есть заставляет ли реклама воскликнуть: «Да, это про меня!».
в) Четко ли передает реклама ключевые выгоды? Есть ли причины задуматься о покупке, рациональные или эмоциональные, явные или неявные? Если неявные, то достаточно ли это понятно?
г) Есть ли в рекламе запоминающийся девиз, символ, подчеркивающий самое важное? Есть ли в ней особо выдающийся заголовок или фраза в тексте?
д) Вызывает ли реклама позитивное отношение к товару, рекламе, производителю или к себе самому?
е) Есть ли этой рекламе моменты, которые можно было бы улучшить? Как это можно сделать?
7. Возьмите список ваших творческих характеристик. Коротко опи
шите событие из вашей жизни, когда вы продемонстрировали
ваши творческие способности. Не обязательно в школе или рек
ламном деле.