По словам Джерри Пикхолза, председателя совета директоров агентства Ogilvy & Mother Direct Worldwide, лидера в прямом маркетинге, потребитель отрицает многие аспекты массового маркетинга, предпочитая более индивидуализированные и близкие взаимоотношения «один на один», отношения, которые стали возможны благодаря фантастическим концепциям и современным информационным технологиям. К самым современным тенденциям Дж. Пикхолз относит следующее:*
* Использование традиционных медиа для генерирования новых инициатив. Калифорнийское отделение Американской автомобильной ассоциации выпустило телевизионную рекламу, нацеленную на привлечение в свои ряды женщин-водителей.
* Использование выгодных для потребителей предложений. Американская ассоциация пенсионеров использовала свою огромную базу данных для продвижения предложений страховок и кредитных карт.
* Использование «ударных» почтовых обращений для привлечения покупателей в место дислокации компании. Компания Jaguar предложила высококачественные авторучки получателям приглашающего посетить местные агентства прекрасно изданного проспекта. Простое предложение престижного, но недорогого в сравнении со стоимостью автомобиля товара привело к наплыву элитных потребителей.
|
|
* Составление списков по мере расширения использования. Компания Miracle Whip предложила телезрителям опубликовать рецепты использования ее товара и фотографии их создателей в специальных информационных бюллетенях.
_____________________
* С разрешения Джерома Пикхолза, Ogilvy & Mother Direct.
Поскольку в каждом выпуске были помещены купоны на Miracle Whip и соответствующих продуктов, появилась возможность не только увеличить потребление, но и отслеживать будущие продажи.
* Формирование чувства лояльности. Сеть мебельных магазинов Ikea осуществила рассылку информационных бюллетеней по оформлению домов всем членам своей «семьи» потребителей. Бюллетени содержали анкету, помогающую отследить изменения в семейных ячейках, и дисконтные купоны, способствующие «возвращению» потребителей.
* Усовершенствование ценности. Корпорация Microsoft разослала 3-минутные видеокассеты с выступлением президента компании Билла Гейтса, где он «лицом к лицу» с пользователями говорил о превосходстве программ под маркой «Microsoft». Его речь была ориентирована на лиц, влияющих на решения о закупках программного обеспечения для своих компаний. Благодаря целевой ориентации речь Б. Гейтса была произнесена на понятном только этой аудитории техническом языке.
По словам Эмили Соел, вице-президента и одного из менеджеров креативного отдела агентства Rapp Collins Worldwide, победителями в «гонках» прямого маркетинга сегодня становятся те, кто признает, что потребитель отыгрывается на специалистах по маркетингу. Скептически воспринимая заявления, обещающие «все возможные блага», продолжает Э. Соел, современный потребитель утратил доверие не только к производителям, но и к рекламирующим их товары медикам, полицейским, учителям, финансовым консультантам и даже религиозным лидерам.
|
|
Э. Соел утверждает, что проницательный специалист по прямому маркетингу знает, как изменить старые правила, чтобы соответствовать новым потребительским ценностям. Вместо презентации продукта необходимо «продемонстрировать перспективы товара». Один из журналов для женщин обнаружил, что простая демонстрация товара оказывает не столь мощное воздействие, как обещание того, что журнал поможет подписчикам ориентироваться в ценах на услуги парикмахеров, кремы для лица и другие косметические товары и услуги, величины которых нередко завышаются. По мнению Э. Соел, современный маркетинг должен стараться вовлечь потенциальных клиентов, а не подкупить их. Чтобы привлечь внимание организаторов конференций, городские власти Мемфиса разослала пакеты с выступающим краем по списку с написанным от руки адресом и заголовком на конверте: «Мы нашли ваш бумажник в Мемфисе». Внутри действительно был набитый муляжами «кредитных карт» бумажник, что должно было побудить получателей к восприятию крупнейшего города штата Теннесси как удобного места для проведения различных съездов. Доводы городских властей были весьма убедительными, но основную роль здесь сыграла магия чрезвычайно привлекательной упаковки.
Индивидуализация обращений, условие необходимое, но не достаточное. Э. Соел подчеркивает, что маркетологи не должны терять связь с действительностью (должны быть релевантны). Генерированные компьютером утверждения типа «лучше всего одетые женщины Нью-Йорка: Иванна и (здесь имя потребителя)» вызовут лишь насмешки и презрение современного потребителя. Существуют и гораздо более безопасные способы индивидуализации. Так, компания Gillette разослала отмечающим восемнадцатилетие молодым людям бритвы «Sensor», кассеты с лезвиями к ним и крем для бритья «Foamy» вместе с купоном на скидки при следующей покупке ее товаров.
И наконец, как считает Э. Соел, если слова «стимулировать сбыт» — звучат старомодно, то «построение взаимоотношений» — конечно же, нет. Прочные доброжелательные отношения с потребителями являются залогом увеличения объема продаж товаров компании.*
Три жизненно важных условия успеха прямого маркетинга
Список
Список как наиболее важный элемент прямого маркетинга должен быть сужен до совокупности наиболее перспективных потенциальных потребителей товара или услуги. Наибольшие единовременные затраты кампании прямого маркетинга составляет стоимость входящих и исходящих сообщений и телефонных звонков. Поэтому именам потребителей, не соответствующих целевому профилю и не дающих шанс на отклик, в таком списке не место.
Сообщение
По оценке копирайтеров, при использовании прямых почтовых отправлений время на привлечение внимания потребителя не превышает не сколько секунд.
_____________________
* С разрешения Эмили Соел, Rapp Collins Worldwide.
В главе 11 вы узнаете, что прямой маркетинг в Интернете подвержен тем же ограничениям. Поэтому большое внимание должно быть уделено дизайну конверта. Пусть он будет большим. На лицевой стороне конверта поместите напечатанное жирным шрифтом сообщение. Имя получателя впечатайте на лазерном принтере. Обычно внутри конверта содержится персонализированное «печатное» письмо, брошюра или карточка для ответа. Чтобы еще сильнее вовлечь потребителя, вы можете использовать наклейки для ответов типа «Да» или «Нет».
|
|
Письмо пишется на бланке компании и содержит приветствие, что-то вроде: «Дорогой поклонник музыки», или «Дорогой путешественник», или просто «Дорогой друг». Письмо отличается от личного послания: обычно перед приветствием, чтобы привлечь внимание читателя, крупным жирным шрифтом набрано сообщение, которое объединяет надпись на конверте с последующим текстом. Выделенный заголовок служит также для поддержки третьего необходимого элемента — предложения.
Предложение
Почтовое отправление всегда предполагает отклик, обычно в форме ограниченного по времени предложения (обычные купоны, предлагающие скидки на товары в случае, если вы приобретете их до указанного срока, торговля по сниженным ценам на ограниченный период времени или возможность принять, в случае немедленной покупки товара, участие в конкурсе). Чтобы увеличить вероятность отклика, используйте готовую для заполнения получателем карту, или вложите конверт для ответа, или сообщите бесплатный номер. В письме, брошюре и особенно на бланке заказа и на страницах каталога следует объяснить правила ответа на рекламное сообщение, так как средний получатель обычно весьма бегло просматривает почту. Значительное число потенциальных клиентов прочтут только ответный купон, проигнорировав письмо или брошюру, — ведь они знают, что там будет резюме предложения. Кроме упоминания предложения в заголовке письма существуют и другие возможности побуждения адресата к скорейшему ответу. Рассматривая пример с рекламным обращением журнала «Mother Jones» на рис. 10.2, обратите внимание на то, что предложение упоминается по всему ходу текста. Предложение делается: (1) в заголовке письма; (2) в конце первой страницы (в подчеркнутом подзаголовке «совершенно бесплатно»); (3) в конце третьей страницы (начинается словами «итак, не теряйте ни секунды» и включает дополнительные мотивации в нижеследующем параграфе); (4) ближе к концу письма на странице 4 и (5,6) дважды в постскриптуме, который является наиболее часто прочитываемой частью требующего непосредственного отклика письма. Повторенное шесть раз предложение вряд ли останется незамеченным самым рассеянным читателем.
|
|