Специалисты по написанию текстов для прямого маркетинга утверждают, что ключом к успеху является элемент человеческого контакта «один на один». «Социальная проблема № 1 в США — и тут нет никаких тайн — одиночество и отчуждение, — утверждает Роберт Хейдон Джоунс. — Из года в год каждое новое социологическое исследование подтверждает это. Прямой маркетинг, пожалуй, в большей степени, чем какое-либо другое медиа-средство, позволяет воспользоваться открывающимися перспективами... Самое простое письмо предоставляет возможность создать платформу для диалога. Кто-то мне написал. Как интересно».
Зная о представленном на вставке «Списке списков», соберите несколько пакетов прямой рассылки у друзей или дома. Выберите один
* David Sharp, «L. L. Bean Feels Heat of Catalog Competition», The State, 15 Dec. 1998, p. G4
из них и проанализируйте, обращая особое внимание на следующие вопросы.
1. Как сообщение на конверте мотивирует целевую аудиторию к тому, чтобы открыть конверт и прочитать письмо? Что касается самого письма, насколько сильна связь между сообщением на конверте и началом письма?
|
|
2. Как составлено письмо? В частности:
а) Если письмо начинается с заголовка, то насколько он успешен в плане вовлечения в дальнейшее чтение?
б) Как приветствие адресуется к целевой аудитории?
в) Как используются цвета, красные строки или параграфы и подзаголовки для разбиения письма на фрагменты? Какого типа информация подчеркивается таким образом?
г) В чем заключается предложение? Как оно соотносится с предлагаемым товаром или услугой? С целевой аудиторией?
д) Насколько оно стимулирует читателя, быстро ли последует отклик?
3. Что можно сказать о социально-демографических характеристиках рассылочного списка? (Возможные варианты: возраст; пол; семейное положение; род занятий; семейный доход; уровень образования; собственность или аренда дома; особые события — только что женился, родился ребенок, покупка дома, ре-f монт дома, переезд, смена работы, выход на пенсию; хобби или особые увлечения.)
4. Что отправитель уже знает о потенциальном покупателе (ответьте на основе «Списка списков»)? Как это знание усиливает ценность сообщения в построении взаимоотношений?
А теперь выберите товар, ориентированный на узкую целевую аудиторию, и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Кто является представителями вашей целевой аудитории? Можете ли вы еще более сузить это описание?
2. Как можно сузить поле выбора так, чтобы письма попали только к тем потенциальным покупателям, которые наверняка откликнутся?
3. Какой стимул для максимально быстрого отклика вы можете предложить?
|
|
4. Предположим, вы располагается достаточными средствами; какие списки вы бы купили, чтобы отыскать наиболее перспективных покупателей?
5. В чем заключается ваше предложение? Как вы свяжете его с товаром, и что вам уже известно о потенциальных покупателях?
6. Что в вашем послании (текст, рисунок) должно привлечь внимание и заставить прочитать письмо?
Этические аспекты прямого маркетинга
В то время, как прямой маркетинг представляет собой уникальный способ построения отношений с потенциальными покупателями, его противники заявляют, что компьютерные технологии используются для беспрецедентного вмешательства в личную жизнь граждан. Маркетологи собирают данные не только о возрасте, имени и адресе, но и без особого
труда могут получить всю необходимую им информацию о ваших покупательских привычках и предпочитаемых благотворительных акциях.
Каждый раз, когда вы расплачиваетесь по кредитной карте или чеку,
каждый раз, когда вы заполняете раздел «стиль жизни» в гарантийной
карте или делаете ряд, казалось бы, безобидных действий, вы, скорее всего, вносите личный вклад в пополнение различных баз данных. Ваш возраст, вес, цвет волос известны из записей б водительских правах, ваши
политические симпатии — из сведений о пожертвованиях, а дата рождения ребенка — из гостевого реестра магазина для матерей. Маркетологи
знают, что вы любите мороженое «Haagen-Dazs», предпочитаете презервативы «Naturalamb», так как каждый раз, когда вы расплачиваетесь по
чеку или кредитной карте, электронный сканер, суммирующий ваш счет,
связывает каждую покупку с вашим именем. Некоторые опасаются, что
даже выписанные вам лекарства — противозачаточные средства, транквилизаторы, сердечные лекарства — могут стать следующим рубежом
для сборщиков урожая списков. Помните об этом, когда вы приступите к
работе над рекламой с непосредственным откликом.
Предлагаемые упражнения
1. Чтобы продемонстрировать, сколь много информации можно извлечь из баз данных, представьте себе, что вы являетесь представителем целевой аудитории для рекламируемого товара, и заполните форму, приведенную на рис. 3.1. Затем ответьте на следующие вопросы: для каких товаров или услуг этот «индивид» мог бы стать хорошим потенциальным покупателем? Какие моменты, если таковые есть, создают платформу для пост-
Список списков
Чтобы продемонстрировать доступный из предлагаемых к продаже списков потенциальных потребителей, мы представляем данные, которые можно получить у специализирующихся на прямом маркетинге организаций. Данные разбиты по категориям «жизненный стиль» и «демография». Списки платные. Обычно чем больше имен в списке, тем выше цена. Чтобы рекламодатель мог наилучшим образом охватить потенциальный рынок для рассылки, покупатели списков могут потребовать их сужения по сочетаниям демографических характеристик с жизненными стилями и географическими данными практически в любой их комбинации
ЖИЗНЕННЫЕ СТИЛИ | ||||||
Богатые/ состоятельные | Дом | Высокие технологии | Самосовершенствование | |||
Общественная деятельность Благотворительные акции/волонтеры Культура/искусство Изобразительное искусство/античность Изысканная кухня | Автомобиль Чтение библии Чтение книг Модная одежда Изысканная кухня Внуки Украшение дома Есть кошка/собака | Персональные/ домашние компьютеры PC/Macintosh Новые технологии Фотография Научная фантастика | Диеты/контро ль веса Гимнастика прогулки Здоровье/ натуральные продукты Забота о здоровье | |||
Покупки по каталогу | Спорт | |||||
Инвестиции в ценные | Хобби | Велосипед | ||||
бумаги Деловые поездки Путешествия | Автомобиль Автотуризм/ туризм | Лодки/ мореплавание Рыбалка | ||||
Регулярные полеты | Развлечения | Гольф | ||||
Покупки вина | Покупка предзаписанных видео | Кроссворды «Сделай сам» Рыбалка | Охота/ стрельба Мотоцикл | |||
Общественный/ гражданский | Казино | Садоводство Изысканная кухня | Теннис | |||
Текущие события/политика Пожертвования на благотворительные цели Ветеран войны Живая природа/окружающая среда | видеоигры Домашние видеозаписи Есть видеомагнитофон Стерео/видео/CD Есть CD-плейер Просмотр спортивных передач по ТВ | Рукоделие | ||||
ДЕМОГРАФИЯ | ||||||
Пол: муж./жен (мистер, миссис или мисс) | Продажи и маркетинг | Религия/этническая группа: Азиаты, католики, испано-американцы, евреи, протестанты | ||||
Место жительства: страна, округ, почтовый индекс | Конторский служащий | Образование' незаконченное среднее, среднее, техническая школа, учеба в колледже, колледж, учеба в аспирантуре, аспирантура | ||||
Возраст: 18-24, 25-34, 35-44, 45-54, 55-64, 65-74, 75+ (доступен год рождения) | Квалифицированные рабочие/белые воротнички | Другая доступная информация: | ||||
Дом- собственность или аренда | Студент | Регистрация автотранспорта | ||||
Семейное положение: женат/не женат, замужем/не замужем | Домохозяйка | Данные бюро переписи | ||||
Семейный доход: с шагом от менее $ 1 5 000 до $100 000+ | Пенсионер | Собственная база данных компании | ||||
Род занятий: Профессиональный/ технический | Частное предпринимательство | Информация, купленная у конкурентов (из других источников) | ||||
Высшее звено управления | Работающие женщины (доступны данные Spouse) | |||||
Среднее звено управления | Кредитные карты турист /развлеч, банк, др | |||||
Дети: точный возраст детей от младенцев до 18 по выбору; доступен пол | ||||||
роения взаимоотношений с потенциальным покупателем? Какой тип предложения/товара соответствовал бы этому индивиду? Как бы вы поступили с информацией, если бы вы создавали интегрированную маркетинговую кампанию?
|
|
2. На основе «Списка списков» напишите письмо, требующее непосредственного отклика. Используйте все возможные средства, чтобы заинтересовать потенциального покупателя. И не забудьте о предложении, на которое потенциальный покупатель обязательно захотел бы ответить. Не «отговаривайте от магазина», а предложите премию, специальную цену, ограниченное по времени соглашение или какой-нибудь другой подходящий для вашего потенциального покупателя и товара метод. Проверьте целевую ориентацию на товар вашего пакета. Помните, что используя хороший список, вы можете гораздо точнее и более узко охватить целевую аудиторию, чем это позволяют стандартные медиа-средства. Это означает, что вы можете ограничить свое обращение через прямое послание к «идеальному потенциальному покупателю». Допустим, чтобы сузить круг поиска, вы можете купить любой список, о котором можно лишь мечтать. Кроме подходящих пунктов, точно определите, какие характеристики вы ищете в данной конкретной категории. Теперь подведите итоги — кто же окажется в вашем списке. Как это повлияет на характер и тон текста?
|
|
3. Вас наняли на работу, и вы должны привлечь подписчиков на ежемесячную рассылку «Wine Lines» (оперативная информация, которая поможет подписчикам стать знатоками хороших вин). Подписчики узнают, как выбирать, хранить, подавать и наслаждаться самыми лучшими марочными винами; они смогут познакомиться с историей виноделия; они узнают, чего следует ожидать от консистенции, вкуса, крепости вина и сколько времени его можно хранить. Добавьте другие характеристики информационного продукта, которые должны, по вашему мнению, быть включены в рассылку. Цена за 12 выпусков составляет $12,99. Если читатель подпишется до определенной даты (выберите сами), ему предлагается трехмесячная бесплатная подписка. Торговое предложение включает и награду: подставка для винной бутылки, дорогая на вид (на самом деле при оптовых закупках ее цена является вполне приемлемой). Ваша целевая аудитория — мужчины и женщины 35-50 лет с доходом выше среднего уровня, горожане с изысканными манерами. У вас есть три рекомендательных письма (Гаррисон Форд, Марта Стюарт и Джулия Чайлд) — используйте одно из них или все сразу. Вы должны предложить: (а) конверт, (б) письмо, (в) брошюру и (г) карточку для ответа.
4. City Web, местный интернет-провайдер, предлагающий рассылку новостей и информации о местных событиях, нуждается в средствах прямого маркетинга для поиска подписчиков. Не у всех дома есть компьютер. Не у всех владельцев компьютеров есть модем. Некоторые компьютеризированные дома уже имеют интернет-провайдеров. Как бы вы составили надежный список потенциальных потребителей для City Web? Что бы вы сказали в письме, чтобы убедить целевую аудиторию вкладывать деньги? Что бы вы могли им предложить в награду за участие?
Практикум
Дочь потеряла невинность, отец жаждет мести (или еще один вечер в Baltimore Opera)
Вам правится этот сюжет? Тогда вам следует сходить на «Риголетто» А как вы воспримете вот это: «Занимающий высокое положение в обществе слепец убивает сотни язычников» («Симеон и Далила»). Или: «Молодая женщина, обреченная на жизнь в монастыре, забавляется с двумя ревнивыми любовниками» («Манон Леско»). Упадок? Аморальность? Безнравственность? Похоже, оперный сезон в Балтиморе окажется весьма забавным. Так что посмотрите на рисунок. Или вы отказываетесь (каждый имеет право), так как готовы к тому, что вас будут называть ханжой, но вы не приемлете подобных развлечений?
Что происходит? Общеизвестно, что оперные спектакли не отличаются остротой сюжетов, не так ли? По данным Baltimore Opera, в 1992 финансовому году, в сравнении с предыдущим, продажи абонементов сократились на 1%, а разовых билетов — на 2%. Доходы театра драматически падали, база покупателей абонементов состояла в основном из преданных поклонников оперы в возрасте, число которых, естественно, сокращалось.
Но в 1994 г. генеральный директор и совет доверенных лиц Baltimore Opera попытались омолодить аудиторию. Цель состояла в увеличении доходов театра на 20%. Росту выручки должна была способствовать кампания по репозиционированию оперы, основными инструментами которой были выбраны маркетинговые исследования, просветительские общественные мероприятия, новые медиа-средства и юмористический подход.
Проведенный телефонный опрос подтвердил, что поклонники искусства действительно любят оперную музыку, а постоянная аудитория продолжает оказывать поддержку театру. Но плюсы перевешивал длинный список минусов. Оказалось, что многие балтиморцы игнорируют оперные спектакли,
так как исполнители используют «иностранные языки», «трудно следить за сюжетом», 4ire для меня», «скучно», «не мой тип музыки»'. И тогда, вместо того, чтобы «ломиться в открытую дверь», было принято решение сфокусировать усилия на «непосвященном» большинстве.
Используя юмор, отрывки из опер и сообщая, что каждое представление сопровождается английскими субтитрами, Baltimore Opera при помощи рекламы с непосредственным откликом, прямого маркетинга по телефону, реклам в программах общественного телевидения и кампании на радиостанциях с демографическим уклоном в сторону молодежи сделала чудо.
Результаты? Продажи абонементов в течение четырех лет возросли на 33%, лояльность их покупателей возросла на 10% и достигла небывало высокой цифры 80%, а разовые продажи билетов увеличились на 28% за два года. Таким образом Baltimore Opera смогла в 1995 г. увеличить число представлений каждого оперного спектакля с четырех до пяти, а в 1996 г. довести число постановок до четырех.
И каждый год театр делает новые шаги в избранном направлении. В последнем сезоне в квадратном конверте получатель увидел Baltimore Opera на диске». Внутри лежал бумажный диск с вращающейся накладкой, и читатель мог интерактивно ознакомиться с четырьмя операми сезона. (И без компьютера!) Поверните внутреннее колесико на «Травиату», и вы прочтете: «Симпатичный юноша встречается с красивой девушкой с неясным прошлым. Но у нес доброе сердце. В общем, увлекательная история».
Опера всегда была такой. Просто многие из нас с ней не знакомы. Теперь все балтиморцы знают, что опера и развлечения могут сосуществовать в гармонии.