Специалисты по написанию текстов для прямого маркетинга утверждают, что ключом к успеху является элемент человеческого контакта «один на один». «Социальная проблема № 1 в США — и тут нет никаких тайн — одиночество и отчуждение, — утверждает Роберт Хейдон Джоунс. — Из года в год каждое новое социологическое исследование подтверждает это. Прямой маркетинг, пожалуй, в большей степени, чем какое-либо другое медиа-средство, позволяет воспользоваться открывающимися перспективами... Самое простое письмо предоставляет возможность создать платформу для диалога. Кто-то мне написал. Как интересно».
Зная о представленном на вставке «Списке списков», соберите несколько пакетов прямой рассылки у друзей или дома. Выберите один
* David Sharp, «L. L. Bean Feels Heat of Catalog Competition», The State, 15 Dec. 1998, p. G4
из них и проанализируйте, обращая особое внимание на следующие вопросы.
1. Как сообщение на конверте мотивирует целевую аудиторию к тому, чтобы открыть конверт и прочитать письмо? Что касается самого письма, насколько сильна связь между сообщением на конверте и началом письма?
2. Как составлено письмо? В частности:
а) Если письмо начинается с заголовка, то насколько он успешен в плане вовлечения в дальнейшее чтение?
б) Как приветствие адресуется к целевой аудитории?
в) Как используются цвета, красные строки или параграфы и подзаголовки для разбиения письма на фрагменты? Какого типа информация подчеркивается таким образом?
г) В чем заключается предложение? Как оно соотносится с предлагаемым товаром или услугой? С целевой аудиторией?
д) Насколько оно стимулирует читателя, быстро ли последует отклик?
3. Что можно сказать о социально-демографических характеристиках рассылочного списка? (Возможные варианты: возраст; пол; семейное положение; род занятий; семейный доход; уровень образования; собственность или аренда дома; особые события — только что женился, родился ребенок, покупка дома, ре-f монт дома, переезд, смена работы, выход на пенсию; хобби или особые увлечения.)
4. Что отправитель уже знает о потенциальном покупателе (ответьте на основе «Списка списков»)? Как это знание усиливает ценность сообщения в построении взаимоотношений?
А теперь выберите товар, ориентированный на узкую целевую аудиторию, и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Кто является представителями вашей целевой аудитории? Можете ли вы еще более сузить это описание?
2. Как можно сузить поле выбора так, чтобы письма попали только к тем потенциальным покупателям, которые наверняка откликнутся?
3. Какой стимул для максимально быстрого отклика вы можете предложить?
4. Предположим, вы располагается достаточными средствами; какие списки вы бы купили, чтобы отыскать наиболее перспективных покупателей?
5. В чем заключается ваше предложение? Как вы свяжете его с товаром, и что вам уже известно о потенциальных покупателях?
6. Что в вашем послании (текст, рисунок) должно привлечь внимание и заставить прочитать письмо?
Этические аспекты прямого маркетинга
В то время, как прямой маркетинг представляет собой уникальный способ построения отношений с потенциальными покупателями, его противники заявляют, что компьютерные технологии используются для беспрецедентного вмешательства в личную жизнь граждан. Маркетологи собирают данные не только о возрасте, имени и адресе, но и без особого
труда могут получить всю необходимую им информацию о ваших покупательских привычках и предпочитаемых благотворительных акциях.
Каждый раз, когда вы расплачиваетесь по кредитной карте или чеку,
каждый раз, когда вы заполняете раздел «стиль жизни» в гарантийной
карте или делаете ряд, казалось бы, безобидных действий, вы, скорее всего, вносите личный вклад в пополнение различных баз данных. Ваш возраст, вес, цвет волос известны из записей б водительских правах, ваши
политические симпатии — из сведений о пожертвованиях, а дата рождения ребенка — из гостевого реестра магазина для матерей. Маркетологи
знают, что вы любите мороженое «Haagen-Dazs», предпочитаете презервативы «Naturalamb», так как каждый раз, когда вы расплачиваетесь по
чеку или кредитной карте, электронный сканер, суммирующий ваш счет,
связывает каждую покупку с вашим именем. Некоторые опасаются, что
даже выписанные вам лекарства — противозачаточные средства, транквилизаторы, сердечные лекарства — могут стать следующим рубежом
для сборщиков урожая списков. Помните об этом, когда вы приступите к
работе над рекламой с непосредственным откликом.
Предлагаемые упражнения
1. Чтобы продемонстрировать, сколь много информации можно извлечь из баз данных, представьте себе, что вы являетесь представителем целевой аудитории для рекламируемого товара, и заполните форму, приведенную на рис. 3.1. Затем ответьте на следующие вопросы: для каких товаров или услуг этот «индивид» мог бы стать хорошим потенциальным покупателем? Какие моменты, если таковые есть, создают платформу для пост-
Список списков
Чтобы продемонстрировать доступный из предлагаемых к продаже списков потенциальных потребителей, мы представляем данные, которые можно получить у специализирующихся на прямом маркетинге организаций. Данные разбиты по категориям «жизненный стиль» и «демография». Списки платные. Обычно чем больше имен в списке, тем выше цена. Чтобы рекламодатель мог наилучшим образом охватить потенциальный рынок для рассылки, покупатели списков могут потребовать их сужения по сочетаниям демографических характеристик с жизненными стилями и географическими данными практически в любой их комбинации
| ЖИЗНЕННЫЕ СТИЛИ | ||||||
| Богатые/ состоятельные | Дом | Высокие технологии | Самосовершенствование | |||
| Общественная деятельность Благотворительные акции/волонтеры Культура/искусство Изобразительное искусство/античность Изысканная кухня | Автомобиль Чтение библии Чтение книг Модная одежда Изысканная кухня Внуки Украшение дома Есть кошка/собака | Персональные/ домашние компьютеры PC/Macintosh Новые технологии Фотография Научная фантастика | Диеты/контро ль веса Гимнастика прогулки Здоровье/ натуральные продукты Забота о здоровье | |||
| Покупки по каталогу | Спорт | |||||
| Инвестиции в ценные | Хобби | Велосипед | ||||
| бумаги Деловые поездки Путешествия | Автомобиль Автотуризм/ туризм | Лодки/ мореплавание Рыбалка | ||||
| Регулярные полеты | Развлечения | Гольф | ||||
| Покупки вина | Покупка предзаписанных видео | Кроссворды «Сделай сам» Рыбалка | Охота/ стрельба Мотоцикл | |||
| Общественный/ гражданский | Казино | Садоводство Изысканная кухня | Теннис | |||
| Текущие события/политика Пожертвования на благотворительные цели Ветеран войны Живая природа/окружающая среда | видеоигры Домашние видеозаписи Есть видеомагнитофон Стерео/видео/CD Есть CD-плейер Просмотр спортивных передач по ТВ | Рукоделие | ||||
| ДЕМОГРАФИЯ | ||||||
| Пол: муж./жен (мистер, миссис или мисс) | Продажи и маркетинг | Религия/этническая группа: Азиаты, католики, испано-американцы, евреи, протестанты | ||||
| Место жительства: страна, округ, почтовый индекс | Конторский служащий | Образование' незаконченное среднее, среднее, техническая школа, учеба в колледже, колледж, учеба в аспирантуре, аспирантура | ||||
| Возраст: 18-24, 25-34, 35-44, 45-54, 55-64, 65-74, 75+ (доступен год рождения) | Квалифицированные рабочие/белые воротнички | Другая доступная информация: | ||||
| Дом- собственность или аренда | Студент | Регистрация автотранспорта | ||||
| Семейное положение: женат/не женат, замужем/не замужем | Домохозяйка | Данные бюро переписи | ||||
| Семейный доход: с шагом от менее $ 1 5 000 до $100 000+ | Пенсионер | Собственная база данных компании | ||||
| Род занятий: Профессиональный/ технический | Частное предпринимательство | Информация, купленная у конкурентов (из других источников) | ||||
| Высшее звено управления | Работающие женщины (доступны данные Spouse) | |||||
| Среднее звено управления | Кредитные карты турист /развлеч, банк, др | |||||
| Дети: точный возраст детей от младенцев до 18 по выбору; доступен пол | ||||||
роения взаимоотношений с потенциальным покупателем? Какой тип предложения/товара соответствовал бы этому индивиду? Как бы вы поступили с информацией, если бы вы создавали интегрированную маркетинговую кампанию?
2. На основе «Списка списков» напишите письмо, требующее непосредственного отклика. Используйте все возможные средства, чтобы заинтересовать потенциального покупателя. И не забудьте о предложении, на которое потенциальный покупатель обязательно захотел бы ответить. Не «отговаривайте от магазина», а предложите премию, специальную цену, ограниченное по времени соглашение или какой-нибудь другой подходящий для вашего потенциального покупателя и товара метод. Проверьте целевую ориентацию на товар вашего пакета. Помните, что используя хороший список, вы можете гораздо точнее и более узко охватить целевую аудиторию, чем это позволяют стандартные медиа-средства. Это означает, что вы можете ограничить свое обращение через прямое послание к «идеальному потенциальному покупателю». Допустим, чтобы сузить круг поиска, вы можете купить любой список, о котором можно лишь мечтать. Кроме подходящих пунктов, точно определите, какие характеристики вы ищете в данной конкретной категории. Теперь подведите итоги — кто же окажется в вашем списке. Как это повлияет на характер и тон текста?
3. Вас наняли на работу, и вы должны привлечь подписчиков на ежемесячную рассылку «Wine Lines» (оперативная информация, которая поможет подписчикам стать знатоками хороших вин). Подписчики узнают, как выбирать, хранить, подавать и наслаждаться самыми лучшими марочными винами; они смогут познакомиться с историей виноделия; они узнают, чего следует ожидать от консистенции, вкуса, крепости вина и сколько времени его можно хранить. Добавьте другие характеристики информационного продукта, которые должны, по вашему мнению, быть включены в рассылку. Цена за 12 выпусков составляет $12,99. Если читатель подпишется до определенной даты (выберите сами), ему предлагается трехмесячная бесплатная подписка. Торговое предложение включает и награду: подставка для винной бутылки, дорогая на вид (на самом деле при оптовых закупках ее цена является вполне приемлемой). Ваша целевая аудитория — мужчины и женщины 35-50 лет с доходом выше среднего уровня, горожане с изысканными манерами. У вас есть три рекомендательных письма (Гаррисон Форд, Марта Стюарт и Джулия Чайлд) — используйте одно из них или все сразу. Вы должны предложить: (а) конверт, (б) письмо, (в) брошюру и (г) карточку для ответа.
4. City Web, местный интернет-провайдер, предлагающий рассылку новостей и информации о местных событиях, нуждается в средствах прямого маркетинга для поиска подписчиков. Не у всех дома есть компьютер. Не у всех владельцев компьютеров есть модем. Некоторые компьютеризированные дома уже имеют интернет-провайдеров. Как бы вы составили надежный список потенциальных потребителей для City Web? Что бы вы сказали в письме, чтобы убедить целевую аудиторию вкладывать деньги? Что бы вы могли им предложить в награду за участие?
Практикум
Дочь потеряла невинность, отец жаждет мести (или еще один вечер в Baltimore Opera)
Вам правится этот сюжет? Тогда вам следует сходить на «Риголетто» А как вы воспримете вот это: «Занимающий высокое положение в обществе слепец убивает сотни язычников» («Симеон и Далила»). Или: «Молодая женщина, обреченная на жизнь в монастыре, забавляется с двумя ревнивыми любовниками» («Манон Леско»). Упадок? Аморальность? Безнравственность? Похоже, оперный сезон в Балтиморе окажется весьма забавным. Так что посмотрите на рисунок. Или вы отказываетесь (каждый имеет право), так как готовы к тому, что вас будут называть ханжой, но вы не приемлете подобных развлечений?
|
|
Что происходит? Общеизвестно, что оперные спектакли не отличаются остротой сюжетов, не так ли? По данным Baltimore Opera, в 1992 финансовому году, в сравнении с предыдущим, продажи абонементов сократились на 1%, а разовых билетов — на 2%. Доходы театра драматически падали, база покупателей абонементов состояла в основном из преданных поклонников оперы в возрасте, число которых, естественно, сокращалось.
Но в 1994 г. генеральный директор и совет доверенных лиц Baltimore Opera попытались омолодить аудиторию. Цель состояла в увеличении доходов театра на 20%. Росту выручки должна была способствовать кампания по репозиционированию оперы, основными инструментами которой были выбраны маркетинговые исследования, просветительские общественные мероприятия, новые медиа-средства и юмористический подход.
Проведенный телефонный опрос подтвердил, что поклонники искусства действительно любят оперную музыку, а постоянная аудитория продолжает оказывать поддержку театру. Но плюсы перевешивал длинный список минусов. Оказалось, что многие балтиморцы игнорируют оперные спектакли,
|
так как исполнители используют «иностранные языки», «трудно следить за сюжетом», 4ire для меня», «скучно», «не мой тип музыки»'. И тогда, вместо того, чтобы «ломиться в открытую дверь», было принято решение сфокусировать усилия на «непосвященном» большинстве.
Используя юмор, отрывки из опер и сообщая, что каждое представление сопровождается английскими субтитрами, Baltimore Opera при помощи рекламы с непосредственным откликом, прямого маркетинга по телефону, реклам в программах общественного телевидения и кампании на радиостанциях с демографическим уклоном в сторону молодежи сделала чудо.
Результаты? Продажи абонементов в течение четырех лет возросли на 33%, лояльность их покупателей возросла на 10% и достигла небывало высокой цифры 80%, а разовые продажи билетов увеличились на 28% за два года. Таким образом Baltimore Opera смогла в 1995 г. увеличить число представлений каждого оперного спектакля с четырех до пяти, а в 1996 г. довести число постановок до четырех.
И каждый год театр делает новые шаги в избранном направлении. В последнем сезоне в квадратном конверте получатель увидел Baltimore Opera на диске». Внутри лежал бумажный диск с вращающейся накладкой, и читатель мог интерактивно ознакомиться с четырьмя операми сезона. (И без компьютера!) Поверните внутреннее колесико на «Травиату», и вы прочтете: «Симпатичный юноша встречается с красивой девушкой с неясным прошлым. Но у нес доброе сердце. В общем, увлекательная история».
Опера всегда была такой. Просто многие из нас с ней не знакомы. Теперь все балтиморцы знают, что опера и развлечения могут сосуществовать в гармонии.
|






