Важные унциалы

В общем и целом, наиболее важными копиями Писаний являются самые старые. К счастью, самые старые веллумы содержат полные или почти полные копии Нового Завета. Таких копий три, и они известны как Ватиканский, Синайский и Александрийский кодексы. Они датируются 300-450 гг. н.э. Старые, затертые, выцветшие и непривлекательные во многих отношениях, они являются величайшими документами-сокровищами христианства - самыми старыми Библиями в мире!

1. Ватиканский кодекс. Этот манускрипт четвертого века общепризнанно считается наиболее важным свидетельством о текстах Нового Завета. Как явствует из названия, он хранится в Ватиканской библиотеке в Риме. Согласно данным каталога, в который он занесен, он находится здесь как минимум с 1481 года. Как утверждает сэр Фредерик Кеньон, мы не знаем истории обнаружения этого манускрипта; однако мы знаем удивительную историю о том, как многие богословы в течение долгих лет прилагали усилия, чтобы его содержание стало известно всему миру. Это стало возможным только к концу прошлого столетия. Кеньон описывает длительную борьбу, которая привела к этому событию: «Некто, ведший переписку с Эразмом Роттердамским, в 1533 году переслал ему выписку избранных мест из этого манускрипта, в качестве доказательства его превосходства над полученным им греческим текстом. В 1669 году Бартолоччи произвел сличение этих текстов, однако результаты так и не были опубликованы и оставались неизвестными вплоть до 1819 года. Другие попытки сличения текстов были осуществлены в 1720 и 1780 годах, однако они тоже остались незавершенными. Наполеон привез этот манускрипт в Париж в качестве победного трофея, где он и находился до 1815 года, когда вывезенные им сокровища многих библиотек Европы были возвращены их законным владельцам. Пока манускрипт находился в Париже, он был исследован Хугом. В то время впервые стали известны его древний возраст и большая ценность. Однако после возвращения манускрипта в Рим для него снова наступил период безвестности. В 1843 году Тишендорф после нескольких месяцев ожидания получил разрешение на изучение манускрипта в течение шести часов. В следующем году Де Мурату* (De Muralt) было разрешено изучение манускрипта в течение девяти часов. В 1845 году известному английскому теологу Трегеллесу было дано разрешение на изучение манускрипта без права копирования даже одного слова. Перед тем, как он мог открыть книгу, содержимое его карманов было проверено, а все письменные принадлежности убраны. Два церковных служителя стояли рядом с ним, и если он читал какой-либо стих дольше обычного, они попросту вырывали текст из его рук! Власти Рима решили, что настало время взять это дело в свои руки, и в 1857 и 1859 годах кардинал Май опубликовал два своих издания, которые не только значительно отличались друг от друга, но и были столь неточными, что оказались практически бесполезными. В 1866 году Тишендорф вновь обратился за разрешением подготовить манускрипт к изданию, однако с большим трудом он получил разрешение лишь исследовать его с целью сравнения стихов, представляющих трудности при изучении. К несчастью, великий теолог настолько увлекся, что полностью скопировал текст двадцати страниц, что было нарушением условий доступа к исследованию документа. Естественно, что в результате этого разрешение было аннулировано. После подачи повторной просьбы ему было разрешено продолжить исследование в течение дополнительных шести дней, что в общей сложности составило четырнадцать дней, с возможностью изучения рукописи по три часа в сутки. Произведя огромную работу, в 1867 году Тишендорф опубликовал наиболее совершенное издание этого манускрипта из всех имевшихся к тому времени. Усовершенствованное Римское издание появилось на свет в 1868-1881 годах; однако последние и решающие публикации были изданы в 1889-1890 годах, когда были сделаны фотографические снимки всего манускрипта. И это раз и навсегда сделало текст документа общим достоянием всех богословов.[15]

Ватиканский кодекс (сокращенно Кодекс В) - это редчайшая ценность, поскольку он содержит практически полностью Ветхий и Новый Заветы, записанные на греческом языке. Отсутствуют начало Библии, до Бытие 46:28, несколько Псалмов (105-137), а также окончание Библии - от Евреям 9:14 и до конца, послания к Тимофею и Титу, книга Откровения. Следуя обычному порядку расположения книг Библии, встречающемуся в ранних унциалах, общие, или соборные, послания[ВК1] расположены сразу же после книги Деяний. Документ имеет вид книги, т.е. является кодексом, и состоит из 759 страниц великолепного веллума. Каждая страница имеет площадь около двухсот пятидесяти квадратных сантиметров и содержит три колонки текста, изначально написанного очень красивым стилем. Красота рукописи была испорчена более поздним переписчиком, решившим, что он может сослужить службу грядущим поколениям, если обведет буквы текста, чернила которого уже начали тускнеть. Но на самом деле переписчик мог бы сослужить еще большую службу, если бы оставил рукопись как есть, так как даже спустя 1600 лет чернила оригинала не исчезли.

Огорчает тот факт, что Ватиканский кодекс не содержит некоторых частей Библии, однако, несмотря на это, он считается наиболее полной копией Нового Завета среди известных экземпляров. Считается, что он - самый ранний из всех наиболее ценных унциалов. Многие обширные исследования, показавшие неповрежденность и достоверность текстов Ватиканского кодекса, подтверждают это суждение. Издаваемые сегодня тексты греческого Нового Завета в наибольшей степени основаны на Ватиканском кодексе.

Еще одним моментом, достойным внимания, является окончание Евангелия от Марка. Позже мы обратимся к более детальному обсуждению этого сложного вопроса; сейчас же достаточно лишь упомянуть, что в Ватиканском кодексе отсутствует отрывок Марка 16:9-20. Однако по какой-то странной причине переписчик оставил в этом месте рукописи более чем целую колонку чистого места. Похоже, он знал о существовании этих спорных стихов, однако не решил, включать их в состав рукописи или нет.

(2) Синайский кодекс. Синайский кодекс - это манускрипт, по своей значимости не уступающий Ватиканскому кодексу. Он известен как Синайский кодекс, потому что он был обнаружен великим исследователем библейских текстов Константином Тишендорфом в монастыре св. Екатерины на горе Синай. Этот манускрипт в каталогах именуется как Кодекс Алеф. (Алеф - это первая буква еврейского алфавита.)

Нет истории более впечатляющей, чем история обнаружения Синайского кодекса. В 1844 году Тишендорф во время своего посещения монастыря случайно споткнулся о корзину, полную старых пергаментов, предназначенных для сожжения. При исследовании содержимого корзины он обнаружил множество листов с греческим переводом Ветхого Завета. Тишендорф работал со множеством манускриптов, однако эти листы были, несомненно, самыми древними из всех виденных им. Ему было разрешено взять с собой некоторое количество этих древних листов, однако он не мог скрыть восторга, охватившего его от сделанного им открытия. Его бурная радость по поводу этой находки вызвала подозрения настоятелей монастыря, и они перестали содействовать ему в его работе. В течение последующих пятнадцати лет Тишендорф предпринимал попытку за попыткой получить оставшиеся рукописи, но тщетно.

В 1859 году, все еще продолжая поиски этих удивительных документов, Тишендорф подружился с русским императором. А поскольку монастырь св. Екатерины относился к Греческой православной церкви, то покровительство русского императора оказалось весьма кстати. Поэтому, заручившись поддержкой русского царя, Тишендорф вновь прибыл на гору Синай. Однако его ежедневные поиски были безуспешны. Вскоре перед тем, как он должен был уехать, послушник монастыря обмолвился Тишендорфу о том, что у него есть старинные рукописи Писаний. К этому времени Тишендорф уже отказался от мысли найти эти рукописи и считал, что они были использованы для растопки монашеских печей. Мы можем лишь представить себе его искреннее удивление, когда после пятнадцати лет напряженных поисков, уже под конец его пребывания в монастыре, он увидел то, что так долго искал. Он держал перед собой не только фрагменты Ветхого Завета, но и полный текст всех двадцати семи книг Нового Завета. Однако в этот раз прославленный теолог был более сдержан и почти равнодушно спросил, может ли он взять эти рукописи к себе в комнату. И лишь после того, как он остался один, он смог дать волю своим чувствам. До самого утра он работал над этими бесценными библейскими сокровищами, потому что, как он отмечал позже, «спать в эту ночь было бы кощунством». Со временем после долгой цепи событий Тишендорф добился того, чтобы манускрипт в качестве дара был передан русскому царю. Но России не суждено было стать постоянным местом нахождения этой реликвии. В 1933 году Советская власть, более заинтересованная в деньгах, чем в Библиях, продала Синайский кодекс Великобритании за 100 000 фунтов стерлингов, и с того времени величайшая находка Тишендорфа занимает свое достойное место в зале рукописей Британского музея (ныне Британской библиотеки).

Очевидно, что одно время Синайский кодекс содержал полностью весь Ветхий Завет, однако большая его часть была утеряна еще до его открытия Тишендорфом. К счастью, Новый Завет остался неповрежденным и содержит также еще две неканонические книги - Послание Варнавы и «Пастырь» Гермы. Эти две ранние христианские книги, которые в течение некоторого времени оставались на границе канона, будут рассмотрены нами позже. Страницы Синайского кодекса несколько больше, чем страницы Ватиканского кодекса по своим размерам, и составляют 38 на 34 см. Текст нанесен на великолепный пергамент и расположен на странице в виде четырех колонок, написанных крупным и разборчивым почерком. Первое впечатление Тишендорфа относительно древности рукописи оказалось правильным, и датировка данного манускрипта срединой четвертого столетия является общепризнанной. Естественно, что ранняя дата написания делает этот манускрипт очень ценным. Обширные текстуальные исследования ставят Синайский кодекс в один ряд с Ватиканским. Все вместе это означает, что Ватиканский и Синайский кодексы являются двумя наиболее важными свидетельствами греческого Нового Завета.

В отношении Синайского кодекса необходимо добавить, что существует множество сообщений о новых открытиях, сделанных в монастыре св. Екатерины, включая и ранее недостающие страницы Синайского кодекса (Ветхий Завет). Однако более детальной информации об этом не обнаружено.[ВК2] [16]

(3) Александрийский кодекс. Необходимо также упомянуть об унциале пятого столетия - Александрийском кодексе. Свое название этот манускрипт получил от названия города Александрия - места своего происхождения. Этот манускрипт был предложен в качестве дара английскому королю Иакову I высокопоставленным служителем греческой церкви Кириллом Лукаром. Но Иаков умер до того, как подарок был готов, и поэтому в 1627 году он был вручен его преемнику Карлу I. С того времени он передавался от одной королевской семьи к другой и, в конце концов, занял свое место в Британской библиотеке.

Александрийский кодекс (кодекс А) содержит оба Завета, но является неполным в некоторых местах. В Ветхом Завете недостает всего лишь десяти страниц, однако в Евангелии от Матфея отсутствуют двадцать пять начальных страниц, две в Евангелии от Иоанна и три во Втором послании к Коринфянам. Что касается качества содержания, оно несравнимо с тем высоким уровнем, на котором находятся Ватиканский и Синайский кодексы. Говоря точнее, считается, что Александрийский кодекс имеет хорошее качество текста в книгах Деяний, посланий апостолов и Откровении; в то время как в Евангелиях текст более низкого качества, представляя собой вид текстов, которые стали преобладать в более поздних манускриптах.[17]

Когда Александрийский кодекс был впервые представлен королю Англии, он вызвал в то время такую же волну энтузиазма, как свитки Мертвого моря в наши дни. Это был первый из трех великих унциалов, которые увидел мир, и изучение его различных фрагментов возвестило о приходе новой эры текстуальных исследований.

Достойны рассмотрения и многие другие унциалы, мы же обратимся к изучению двух из них в следующей главе. У каждого из имеющихся в настоящее время 5000 манускриптов своя история, и, хотя многие из них имеют меньшую значимость по сравнению с великими унциалами, каждый из них является независимым свидетельством о Новом Завете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: