Другие манускрипты и Новозаветные свидетельства

Ничто не сравнится с тем волнением, которое испытывает человек, видя собственными глазами и держа в своих руках манускрипты Нового Завета. Много рукописей Нового Завета рассеяно по всему миру. В Америке библиотеки большинства крупных университетов, особенно в восточной части страны, хранят эти бесценные библейские сокровища. Вы можете обратиться в такие учебные центры как Гарвард, Принстон, Дьюк[ВК5] и Чикаго, попросить куратора о чести взглянуть на некоторые из них и воочию увидеть рукописи, которые донесли до нас Библию.

Мы знаем, что три наиболее ценных рукописи относятся к группе унциалов. Три важных унциала, Ватиканский, Синайский и Александрийский кодексы, являются основанием нашего Нового Завета. Однако это не должно создавать впечатления, что все остальные манускрипты и свидетельства не имеют никакой ценности. И действительно, без многих других достоверных источников мы бы не смогли по достоинству оценить эти важные унциалы. Теперь мы обратим наше внимание на другие данные, которые могут пролить благодатный свет на Новый Завет.

Мы увидели, что Александрийский кодекс датирован пятым столетием нашей эры. Мы должны также упомянуть и два других дошедших до нас манускрипта пятого века.

(4) Кодекс Ефрема (Codex С). В разное время материал для письма было трудно достать. Так часто случалось и во времена Средневековья. Одним из способов преодолеть эту трудность было взять старый пергамент, тщательно стереть с него написанный текст, а затем писать на очищенной поверхности. Такой вид пергамента называется палимпсест. Это греческий термин, который был заимствован в английский язык и буквально означает «заново отчищенный». До нас дошло немало древних пергаментов такого рода, а некоторые из них использовались по нескольку раз.

Кодекс Ефрема (Кодекс С) как раз и является таким палимпсестом, или манускриптом, написанным поверх другого манускрипта. Другими словами, он содержит два слоя написанных текстов. Верхний слой представляет собой труды Ефрема Сирийского, что объясняет, почему этот манускрипт называется кодексом Ефрема. Однако нижний, более ранний слой, гораздо важнее, поскольку он представляет собой копию Библии, написанную в пятом веке. В этом манускрипте недостает большой части Ветхого Завета, однако Новый Завет содержит все книги за исключением 2 Послания Фессалоникийцам и 2 Послания Иоанна, написанные на 145 страницах. И только в 1845 году этот манускрипт был полностью опубликован благодаря настойчивым усилиям молодого исследователя библейских текстов, Константина Тишендорфа. Сейчас кодекс Ефрема хранится в Национальной Библиотеке в Париже, и уже его древнего возраста достаточно для того, чтобы считать его чрезвычайно ценным свидетельством достоверности Нового Завета.[18]

(5) Кодекс Безы (Codex D). В 1581 году Теодор Беза подарил этот манускрипт Кембриджскому университету, где он находится и по сей день. Это самая ранняя копия Библии, написанная на двух языках - греческом и латинском. Греческий и латинский тексты расположены параллельно друг другу - греческий слева, а латинский справа. Поскольку страницы манускрипта очень маленькие (25 на 20 см), на одной странице расположена лишь одна колонка текста. Он содержит только Евангелия и книгу Деяний, а также небольшую часть 3 Послания Иоанна на латинском языке.

Кодекс Безы имеет сомнительные отличия и является одним из наиболее любопытных образцов ранних манускриптов. Дополнения и пропущенные места выделяют его в особый класс. Сам Теодор Беза, как и многие его современники, с сомнением относился к этому манускрипту. Во время создания перевода Библии короля Иакова кодекс Безы был единственным известным унциалом, однако его почти не использовали из-за множества разногласий по его поводу. И лишь совсем недавно, несмотря на все эти разногласия, он обратил на себя заслуженное внимание как важный документ Нового Завета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: