Конкурентные силы
| Описание конкурентных сил
| Модели анализа конкуренции
|
1. Конкуренция в отрасли.
| Отрасль – сектор экономики, определяемый производством схожих товаров или оказанием схожих услуг (автомобилестроение, фармацевтика, металлургия, образование и т.д.). Принадлежность компании к отрасли, таким образом, определяется тем, какие товары она производит. Однако, существуют и многоотраслевые компании, работающие одновременно в нескольких секторах рынка; в этом случае области конкуренции этой компании определяются отдельно для каждой отрасли. Наряду с этим, компании, которые присутствуют в одной отрасли, могут не являться реальными конкурентами, поскольку ориентируются на разные сегменты рынка. Таким образом, область конкуренции для компаний определяется с одной стороны сходством отрасли (сектора рынка), а с другой стороны сходством сегмента (целевых потребителей). Для определения области конкуренции используется модель «Сектор / сегмент» (см. ниже).
Отраслевая конкуренция определяет, прежде всего, область прямой конкуренции (марочной или товарно-видовой). Однако, косвенная конкуренция может быть не менее (а иногда и более) опасной, чем прямая конкуренция. Поэтому при выявлении конкурентных сил необходимо принимать во внимание не только прямую отраслевую конкуренцию, но также и косвенную (которая может исходить от смежных отраслей или совершенно других отраслей). В этом случае, определение области конкуренции необходимо вести через определение целевой потребности, которую компания удовлетворяет, а не через определение товаров, которые она производит (традиционное определение отрасли). Для этого может использоваться упрощенная модель Эйбелла (см. ниже).
Обе конкурентные силы – прямая и косвенная конкуренция – явно представлены в трансформированной модели Портера (см. выше).
| Модель анализа остроты внутриотраслевой конкуренции
OK = f (Kf, ¯T, CI, RC, ¯TC, PS, Bout)
|
Количество фирм и их мощность (Kf)
| Большое количество фирм, примерно равных по силе, повышает остроту конкуренции, так как фирмы борются за завоевание преимущества. Наличие одной доминирующей фирмы, способной диктовать условия и устанавливать правила игры, снижает остроту конкуренции.
|
Темпы развития рынка (T)
| Если рынок развивается динамично и далек еще от насыщения, то конкуренция не так остра (борьба за раздел рынка, а не за его передел). Если же рынок насыщен, рост прекратился, наблюдается стагнация или спад, то острота конкуренции повышается (борьба за передел рынка).
|
Уровень постоянных издержек фирм в отрасли (CI)
| Высокий уровень издержек подталкивает фирмы к увеличению объема производства (насколько позволяют мощности), чтобы снизить издержки на единицу продукции. Это повышает остроту конкуренции
|
Уровень расходов на хранение продукции (RC)
| Высокий уровень расходов на хранение побуждает компании снижать цены для активизации сбыта, что повышает остроту конкуренции.
|
Сроки хранения продукции
(TC)
| Чем меньше срок хранения, тем быстрее компании стремятся продать продукт, что также повышает остроту конкуренции.
|
Возможность переключения потребителя на другой продукт
(PS)
| Если товары стандартизированы, то потребители могут легко переключаться с одного товара на другой. Если аналогичных товаров много (марочных или товарно–видовых) и издержки покупателя при переключении на другой товар невелики, то конкуренция обостряется.
|
Барьеры ухода с рынка
(Bout)
| Если затраты фирм на перепрофилирование велики, уход из бизнеса нежелателен или невозможен, то острота конкуренции высока.
|
2. Угроза вторжения новых участников.
3. Угроза появления продуктов-заменителей или услуг-заменителей
| Возможность появления новых прямых или косвенных конкурентов. Наибольшую опасность представляют компании, работающие в смежных секторах рынка (возможно сходство технологий) и / или на смежных сегментах (сходство характеристик потребителей). Также потенциально опасными являются компании, работающие в одной производственно-хозяйственной цепочке: поставщики могут осуществить интеграцию вперед, а клиенты – интеграцию назад.
Для определения опасных потенциальных прямых конкурентов можно воспользоваться моделью «Сектор / сегмент».
Для определения опасных потенциальных косвенных конкурентов можно воспользоваться моделью Эйбелла: наиболее опасны те компании, которые работают со схожими группами потребителей, удовлетворяют схожие потребности и обладают схожими технологиями.
| Модель анализа потенциальной конкурентной опасности
KO = f (IN, S, At, ¯Bin, PS, ¯U)
|
Возможность вторжения новых конкурентов (IN)
| Возможность вторжения конкурентов определяется близостью секторов и / или сегментов рынка. Чем ближе конкурент, тем выше его потенциальная опасность.
|
Сила потенциальных конкурентов (S)
| Чем сильнее потенциальный конкурент (обладает необходимыми для вторжения свободными ресурсами, имеет нужные навыки, способности, компетенции), тем выше его потенциальная опасность.
|
Привлекательность данного рынка для конкурентов (At)
| Чем выше привлекательность рынка (прибыльность, темпы развития, ненасыщенность и т.д.), тем выше опасность вторжения новых конкурентов.
|
Барьеры входа на рынок (Bin)
| Чем ниже барьеры входа на рынок, тем выше опасность вторжения конкурентов.
Основные барьеры входа:
1. Необходимость инвестиций в освоение нового производства, рекламу, создание новых сбытовых сетей и сервисных служб.
2. Эффект экономии на масштабах (если фирма не обеспечит крупномасштабное производство, то проиграет по издержкам).
3. Эффект опыта фирм, присутствующих на рынке (фирма-новичок не обладает достаточным опытом в данной отрасли и / или работы на данном рынке).
4. Отсутствие необходимых ноу-хау.
5. Сложность доступа к существующим каналам сбыта, осторожное отношение посредников к новой фирме.
6. Необеспеченность поставок сырья и материалов.
7. Сложность доступа к финансовым ресурсам, высокие кредитные ставки.
|
Возможность перехода потребителей на новые товары. (PS)
| Чем ниже приверженность покупателей и чем ниже издержки переключения потребителей на другой товар, тем выше потенциальная опасность вторжения новых конкурентов.
|
Ответные потенциальные угрозы при вторжении новых конкурентов. (U)
| Чем выше возможность ответных угроз со стороны реальных участников рынка, тем ниже опасность вторжения извне. Угроза отпора определяется следующим:
важность рынка для фирм-операторов,
прошлый опыт отношения фирм-операторов к новичкам и репутация агрессивности конкуренции,
возможность объединения конкурентов для отпора,
возможность переноса конкурентами удара на основной рынок фирмы.
|
4. Рыночная власть продавца (поставщика).
| Поставщики могут оказывать давление на участников рынка при заключении сделок, диктуя условия, повышая цены или снижая качество поставляемых товаров.
Доминирование продавца над покупателем определяет «рынок продавца».
| Модель анализа рыночного давления поставщиков
KDP = f(¯KP, DT, IS, ¯ VM, PI)
|
Количество поставщиков (KP)
| Чем меньше поставщиков, тем уже выбор участников рынка, тем меньше возможность торговаться и ставить условия поставщикам.
|
Уникальность поставляемых товаров (DT)
| Если поставляемый товар уникален или хотя бы имеет значимые элементы дифференциации, то рыночное давление поставщика возрастает.
|
Издержки переключения участников рынка на другого поставщика (IS)
| Чем выше издержки перехода участника рынка, тем серьезнее конкурентное давление поставщика.
|
Весомость для поставщика данного рынка сбыта (VM)
| Чем меньше значение данного рынка сбыта для поставщиков (могут легко отказаться от участия в нем, если их не устроят условия сотрудничества), тем выше их конкурентное давление, так как операторы рынка вынуждены подстраиваться под поставщиков.
|
Опасность прогрессивной (прямой) интеграции поставщика (PI)
| Если поставщики имеют возможность и намерение внедриться на данный рынок, реализуя стратегию прямой интеграции, то они могут тем самым оказывать давление на рынок и диктовать свои условия.
|
5. Рыночная власть потребителей
| Потребители (конечные покупатели или посредники) могут оказывать давление на рынок, если имеют возможность диктовать условия сделок.
Доминирование потребителей над производителями определяет «рынок покупателя».
| Модель анализа рыночного давления потребителей
KDC = f(¯KC, V, ¯DT, ¯ IS, RI)
|
Количество потребителей (KC)
| Чем меньше потребителей, тем меньше у операторов возможность выбора рынка сбыта. Потребители могут давить на рынок, диктовать условия сделок.
|
Объемы закупок потребителей (V)
| Чем выше объемы закупок у потребителей, тем в большей степени операторы заинтересованы в них и не могут легко перейти с одного сегмента на другой. Потребители могут диктовать условия по снижению цен (скидки от объема).
|
Широта выбора товаров и степень их дифференциации (DT)
| Если операторов рынка много, их товары стандартизированы, то они вынуждены бороться за потребителей, которые легко могут переключиться на другой товар.
|
Издержки переключения потребителей на другой товар (IS)
| Чем ниже издержки перехода потребителей на другой товар, тем серьезнее конкурентное давление потребителей.
|
Возможность самостоятельного производства данного товара (опасность регрессивной интеграции) (RI)
| Если потребители в состоянии сами производить данный товар, то их давление на рынок ощутимее.
|
| | | | |