(конкурентная карта рынка)
Распределение операторов по динамике долей рынка | Распределение операторов по долям рынка | |||
Лидеры | Операторы с сильной позицией | Операторы со слабой позицией | Аутсайдеры | |
Операторы с быстро улучшающейся позицией | ||||
Операторы с улучшающейся позицией | ||||
Операторы с ухудшающейся позицией | ||||
Операторы с быстро ухудшающейся позицией |
Квадрант – самая лучшая позиция, 16 квадрант – самая худшая позиция.
Анализ товарной структуры рынка
Аналогичным образом анализируется товарная структура рынка и определяется диспозиция товаров по рыночным долям:
1. Определение товаров, предлагаемых на данном рынке (в данной конкурентной области – см. модель «Сектор / сегмент»).
2. Определение абсолютной рыночной доли каждого товара.
3. Определение динамики рыночной доли (изменение доли за некоторый период – обычно за год).
4. Определение диспозиции товаров по долям и динамике долей рынка.
|
|
Абсолютная рыночная доля товара
R = Vt / å Vi
R – абсолютная рыночная доля товара,
Vt – объем продаж исследуемого товара,
å Vi – совокупный объем продаж всех конкурирующих товаров
Динамика изменения рыночных долей товаров
Ti = (Da i – Dbi) / Dbi * 12/t + 1
Ti – темпы изменения рыночной доли i-ого товара,
Dai – доля i-ого товара на конец анализируемого периода,
Dbi – доля i-ого товара на конец базисного периода,
t – длительность периода (в месяцах).
Анализ диспозиции товаров
По долям рынка и динамике долей рынка
Распределение товаров по динамике долей рынка | Распределение товаров по долям рынка | |||
Лидеры | Товары с сильной позицией | Товары со слабой позицией | Аутсайдеры | |
Товары с быстро улучшающейся позицией | ||||
Товары с улучшающейся позицией | ||||
Товары с ухудшающейся позицией | ||||
Товары с быстро ухудшающейся позицией |
Исходя из анализа рыночных долей операторов (товаров), определяется интенсивность конкуренции на рынке.
Анализ интенсивности конкуренции на рынке
Интенсивность конкуренции отражает распределение долей рынка между его операторами и соответственно уровень конкуренции. Чем выше монополизация рынка одним оператором (или несколькими немногими операторами), тем ниже интенсивность конкуренции, и наоборот. Степень монополизации рынка может быть определена различными способами, например, с использованием дольных показателей или индекса Херфиндаля – Хиршмана.