Наиболее известными теориями процесса мотивации являются:
Ø теория справедливости;
Ø теория ожидания;
Ø теория постановки целей;
Ø концепция партисипативного управления.
I. Теория справедливости
Основателем данной теории является С. Адаме. Основные идеи теории справедливости:
1) человек сравнивает полученное вознаграждение с усилиями, затраченными на достижение результата;
2) он также сравнивает свое вознаграждение с вознаграждением других сотрудников, выполняющих аналогичную работу;
3) на основе этих субъективных оценок человек меняет свое поведение. Например, если работник считает вознаграждение несправедливым, то он снижает результативность труда настолько, насколько снижено его вознаграждение.
Чтобы у работников не складывалось мнение о несправедливом вознаграждении, менеджеру необходимо:
ü применять систему материального стимулирования, в которой установлена тесная связь между затратами труда и вознаграждением;
ü проводить разъяснительную работу среди персонала по дифференциации оплаты труда.
Практическая ценность теории справедливости для менеджеров:
· она объясняет ту или иную реакцию работника на вознаграждение;
· она позволяет предвидеть поведение работника.