IV. Теория двух факторов Ф. Герцберга

Ранее считалось, что удовлетворенность и неудовлетворен­ность человека своим вознаграждением и другими мотивирую­щими факторами — это две противоположности, между кото­рыми находится его состояние и мотивация к работе.

На основе проведенных исследований Герцберг сделал вы­вод, что, во-первых, процесс нарастания у человека неудовлетво­ренности и процесс обретения им удовлетворенности — это два различных процесса. Во-вторых, на эти процессы оказывают влияние разные факторы.

На процесс «неудовлетворенность — отсутствие неудовлет­воренности» влияют факторы, связанные с созданием нормаль­ных здоровых условий труда. Их в литературе называют «фак­торами здоровья» или гигиенические факторы.

По мнению Герцберга и других авторов этой теории к «фак­торам здоровья» относятся: условия работы, распорядок дня, режим работы, степень контроля со стороны менеджеров, меж­личностные отношения и т.п. Несколько странным и, на пер­вый взгляд, сомнительным выглядит утверждение авторов о том, что заработная плата также относится к этой группе фак­торов и не является мотивирующим фактором. При достиже­нии определенных размеров она лишь создает отсутствие у че­ловека неудовлетворенности работой. После того как это до­стигнуто, ни заработная плата, ни другие факторы этой группы не являются мотивирующими.

На основе исследований, проведенных авторами данной теории, было установлено, что, после того как достигнуто у ра­ботника отсутствие неудовлетворенности, его мотивация нахо­дится под влиянием процесса «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности». При этом к мотивирующим факторам от­носятся: достижение, признание, продвижение по службе, от­ветственность и другие факторы, связанные с потребностями в росте. Если данные потребности удовлетворяются, то работник испытывает удовлетворение и повышает активность в трудовой деятельности. Нетрудно заметить, что теория Герцберга во мно­гом сходна с теорией мотивации Маслоу (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Из таблицы видно, что «факторы здоровья» Герцберга во многом совпадают с физиологическими потребностями и по­требностями безопасности Маслоу, а мотивирующие факторы Герцберга — с потребностями более высокого уровня Маслоу.

Между этими теориями есть и существенные различия. Мас­лоу считал, что физиологические потребности (а это по существу «факторы здоровья» по Герцбергу) оказывают мотивирующее влияние на работников. Наоборот, Герцберг утверждал, что на­личие «факторов здоровья» не мотивирует работников, а лишь снижает чувство неудовлетворенности работой. При этом для мотивации работников менеджер должен обеспечить не только наличие «факторов здоровья», но и мотивирующих факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: