Ранее считалось, что удовлетворенность и неудовлетворенность человека своим вознаграждением и другими мотивирующими факторами — это две противоположности, между которыми находится его состояние и мотивация к работе.
На основе проведенных исследований Герцберг сделал вывод, что, во-первых, процесс нарастания у человека неудовлетворенности и процесс обретения им удовлетворенности — это два различных процесса. Во-вторых, на эти процессы оказывают влияние разные факторы.
На процесс «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности» влияют факторы, связанные с созданием нормальных здоровых условий труда. Их в литературе называют «факторами здоровья» или гигиенические факторы.
По мнению Герцберга и других авторов этой теории к «факторам здоровья» относятся: условия работы, распорядок дня, режим работы, степень контроля со стороны менеджеров, межличностные отношения и т.п. Несколько странным и, на первый взгляд, сомнительным выглядит утверждение авторов о том, что заработная плата также относится к этой группе факторов и не является мотивирующим фактором. При достижении определенных размеров она лишь создает отсутствие у человека неудовлетворенности работой. После того как это достигнуто, ни заработная плата, ни другие факторы этой группы не являются мотивирующими.
|
|
На основе исследований, проведенных авторами данной теории, было установлено, что, после того как достигнуто у работника отсутствие неудовлетворенности, его мотивация находится под влиянием процесса «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности». При этом к мотивирующим факторам относятся: достижение, признание, продвижение по службе, ответственность и другие факторы, связанные с потребностями в росте. Если данные потребности удовлетворяются, то работник испытывает удовлетворение и повышает активность в трудовой деятельности. Нетрудно заметить, что теория Герцберга во многом сходна с теорией мотивации Маслоу (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Из таблицы видно, что «факторы здоровья» Герцберга во многом совпадают с физиологическими потребностями и потребностями безопасности Маслоу, а мотивирующие факторы Герцберга — с потребностями более высокого уровня Маслоу.
Между этими теориями есть и существенные различия. Маслоу считал, что физиологические потребности (а это по существу «факторы здоровья» по Герцбергу) оказывают мотивирующее влияние на работников. Наоборот, Герцберг утверждал, что наличие «факторов здоровья» не мотивирует работников, а лишь снижает чувство неудовлетворенности работой. При этом для мотивации работников менеджер должен обеспечить не только наличие «факторов здоровья», но и мотивирующих факторов.