- Природные и климатические мотивы. Солнце, температура, горы, растительность и т.д. Они играют определяющую роль в создании разнообразии форм туризма: морского, зимнего, речного туризма и т.д. Эти мотивы относятся к психологическим и биологическим потребностям урбанизированных областей, которые ищут в туризме отдых, развлечения и смену окружения.
- Культурные мотивы туризма связаны с желанием познакомиться с культурой населения. Сюда можно отнести исторические места, археологические памятники, музеи, картинные галереи и.т.д. Сегодня эти мотивы ограничены для туристов, которых относят к массовому потоку.
- Экономические мотивы связаны с теми экономическими элементами, которые влияют на стоимость жизни, как в местах проживания, так и в местах пребывания. В большей степени экономические мотивы типичны для людей со средними и низкими доходами.
- Психологические мотивы, которые обусловлены психологическими потребностями. На отдых – чаще в одно место, с целью познания дальнейших стран – в разные места. Кроме перечисленных мотивов есть и другие подходы к их типологии. Это специфические мотивы, вытекающие из конкретной потребности людей в данной ситуации.
Систематизация туристских мотивов.
- Цели путешествия – основа мотивов:
- отдых, досуг, развлечение
- познание
- спорт и его сопровождение
- лечение
- паломничество
- деловые цели
- гостевые поездки
- Виды отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе маршрута:
- Забота о здоровье. Для реализации этого мотива есть культурно-оздоровительные туры, лечебные с использованием оздоровительных видов спорта, экологические туры и т.д.
- Занятие спортом.
- Обучение. Туры с изучением иностранного языка, обучающие видам спорта (конный, горный), профпрограммы и т.д.
- Возможность самовыражения и самоуважения: приключенческие и экстремальные турпоходы, охота, сафари и т.д.
- Возможность занятия любимым делом в сфере единомышленников. Для автолюбителей, туры фанатов на соревнования, олимпиады, чемпионаты, туры для паломников, коллекционеров.
- Решение деловых проблем: деловые, конгресс-туры.
- Развлечение и общение. В праздничные дни, на фестивали, развлекательные программы.
- Удовлетворение любопытства и повышения культурного уровня.
Выделяют специфические интересы различных групп:
- природные и климатические мотивы;
- культурные мотивы;
- экономические;
- психологические.
Таким образом, решение о путешествии диктуется несколькими мотивационными исходами.
Соотношение главной и вторичных целей отдыха, позволяет классифицировать мотивационные исходы:
- единый четко определенный и обоснованный мотив. Определяет место – увидеть знакомых или друзей (любопытство, экономический интерес, психологический.
- один превалирующий и несколько вторичных исходов. Познавательные туры во Францию, где дается право выбора. Интересы – познавательный, престижно – имиджевый, культурно-развлекательный.
- главный мотивационный исход и несколько четко выделенных исходов. Пляжный отдых – географический критерий, компания, деньги. Мотивы – пляжно-оздоровительный, спортивный, покупательный, развлекательный.
Цели путешествия классифицируют мотивационные исходы:
- Отдых:
- снять стресс
- сменить обстановку
- познакомиться с новыми людьми
- испытать романтическое приключение
- расслабиться вне дома
- потратить деньги
- Познание:
- увидеть достопримечательности
- познакомиться с достижениями науки, культуры, истории
- посетить экологически чистые места
- сделать фильм, фотографии.
- Развлечение:
- посетить аттракционы, аквапарки
- театры, казино, кабаре
- посетить спортивные состязания.
- Лечение:
В зависимости от доли лечебной составляющей в турпродукте – есть различные мотивационные исходы:
- оздоровительный
- сопутствующая программа
- лечение – цель поездки
- Паломничество:
- празднование культовых обрядов
- самосовершенствование
- познание нового и т.д.