Аального положения. Этот процесс адаптации,.или привыкания, подчиняется
Обым психологическим закономерностям, которые очень, внжн?.учитывать
дителям. первоклассников.:....; i.. -:.:
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс
Тивного приспособления, в.отличие от физиологической.адаптации, которая
Исходит как бы автоматически. Действительно, ведь когда мы иа светлой
Рмнаты переходим в темную (например, опоздали на (?еанс в кино), внача-
Ничего невидим, но вскоре начинаем,.различатьи людей:,, и.кресла, чувст-
Тейьность нашего глаза изменяется, повышается, глаз адаптировался к но-
[М условиям.. При этом, заметим, без специальных цеденаправленных:дейст-
-й с нашей стороны. Ссоцисльно-психологической.дацтацией.делообсто-
Иначе: чтобы адаптироваться, необходимо приложить специальные уси-
Так, например, когда человек входит в море, вода вначале кажется холодной,
А потом он приспосабливается к ней - и уже ему не холодно. Температура же
|
|
Воды - новой среды - при этом не меняется. Другое дело - адаптация к новой
Группе, коллективу. Здесь не только среда воздействует на человека, но он и сам
Меняет социально-психологическую ситуацию, создает свою личностную микро-
Среду. Педагог должен помочь детям адаптироваться к новым социальным ус-
Ловиям. Но адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему
Месту в школе, к учителю, но и самим педагогам - к новым для них воспитан-
Никам, а родителям - к своему ребенку, который теперь стал школьником.
Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период соци-
Ально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Результат адап-
Тации - адаптированность, которая представляет собой систему качеств лич-
Ности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жиз-
Недеятельности.
Дети далеко не одинаково легко <вживаются> в новые условия. В ходе
Исследования выявлено три уровня адаптации детей к школе. Зная их, родите-
Ли могут проверить, как проходит этот период привыкания к новой школьной
Жизни у их сына или дочери.
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к
Школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный матери-
Ал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; ре-
Шает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяс-
Нения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет боль-
Шой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем уро-