Я. Л. Коломинский, А. А. Панько
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подго-
Товленным. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности.
Необходима особая психологическая готовность к новым условиям ж-изне-
Деятельности. Содержание этого вида готовности определяется системой тре-
Бований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением
Оциальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной дея-
Ргельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психоло-
Гической готовности не является стабильным - оно изменяется, обогащается.
Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Ее состав-
Ными компонентами являются личностная, волевая и интеллектуальная готов-
ЙОСТБ.
Личностная готовность ребенка к школе. Подготовка ребенка к школе
1-включает формирование у него готовности к принятию новой <социальной
|
|
позиции> -положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав,
Занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в об-
"ществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отноше-
Нии ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
"Как правило, дети выражают желание идти в школу. Родителям полезно знать,
:что привлекает их ребенка к школе. <Мне форму купят красивую>, <У меня
будет новенький ранец и пенал>, <В школе Боря учится, он мой дрг...>
Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку
действительно кажутся заманчивьми старшему дошкольнику. Но оказывает- \
дала>, <Люблю писать>, <Научусь читать>, <У меня братик есть маленький,
ему тоже буду читать>, <В школе буду задачи решать>). И это стремление
Естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольт
Ника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. Д
Вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком
Ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе, воспринимается им как
Ответственное дело. Не.проходит мимо внимания,.6-летнегр ребенка и ува-
Жительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при
Наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллекту-
Ального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень
Интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к