сравнению с ним наличные достижения и свойства <я> кажутся незначитель-
ными. Но в первом случае конфликт реального и идеального <я> разрешается в
Деятельности, будь то учеба, труд или самовоспитание. Наоборот, типичная
черта невротика - слабое <я>. Невротическая рефлексия остается на уровне
Пассивного самосозерцания, вырождается в самодовольное нянченье индивида
Со своими ему одному дорогими особенностями. Признание и даже гипертро-
Фия собственных недостатков служат здесь не стартовой площадкой для их
Преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности, вплоть до
полного <выключения> из реального мира.
Зная поведение подростка, круг его интересов, его способность преодо-
Левать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере,
Которая для него самого наиболее личностно значима), вдумчивый родитель
Всегда может оценить, к какому из двух полюсов тяготеет старшеклассник и
|
|
Нужио ли учить его несколько умерять уровень своих, притязаний, соотнося
Самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уро-
Вень, равно как и веру в собственные силы.
И. С. Кон
ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ.
ДРУЖБА
Важнейшая среда развития в юношеском возрасте - общество сверстников.
Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический ка-
Нал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые
Вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, напри-
Мер подавляющую часть информации по вопросу дола.
Во-вторых, это специфический вид деятельности и меж-дичностных от-
Ношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодей-
Ствия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаи-
Вать свой права, соотносить личные интересы с общественными. Соревнова-
- --
Школьные товарищи - лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжа1
Лостны,
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознаний
Групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи на
Только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезч
Вычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивос-
Ти. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет ре-
Шающее значение для юношеского самоуважения. J
Рост влияния сверстников проявляется прежде всего в том, что они боль-
Шую часть времени проводят с ровесниками. Нормы и критерии, принятые в
|
|
Кругу сверстников, становятся в некоторых отношениях психологически более