Ет стремление к совершенству и выбор настолько высокого образца, что по

сравнению с ним наличные достижения и свойства <я> кажутся незначитель-

ными. Но в первом случае конфликт реального и идеального <я> разрешается в

Деятельности, будь то учеба, труд или самовоспитание. Наоборот, типичная

черта невротика - слабое <я>. Невротическая рефлексия остается на уровне

Пассивного самосозерцания, вырождается в самодовольное нянченье индивида

Со своими ему одному дорогими особенностями. Признание и даже гипертро-

Фия собственных недостатков служат здесь не стартовой площадкой для их

Преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности, вплоть до

полного <выключения> из реального мира.

Зная поведение подростка, круг его интересов, его способность преодо-

Левать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере,

Которая для него самого наиболее личностно значима), вдумчивый родитель

Всегда может оценить, к какому из двух полюсов тяготеет старшеклассник и

Нужио ли учить его несколько умерять уровень своих, притязаний, соотнося

Самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уро-

Вень, равно как и веру в собственные силы.

И. С. Кон

ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ.

ДРУЖБА

Важнейшая среда развития в юношеском возрасте - общество сверстников.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический ка-

Нал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые

Вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, напри-

Мер подавляющую часть информации по вопросу дола.

Во-вторых, это специфический вид деятельности и меж-дичностных от-

Ношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодей-

Ствия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаи-

Вать свой права, соотносить личные интересы с общественными. Соревнова-

- --

Школьные товарищи - лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжа1

Лостны,

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознаний

Групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи на

Только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезч

Вычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивос-

Ти. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет ре-

Шающее значение для юношеского самоуважения. J

Рост влияния сверстников проявляется прежде всего в том, что они боль-

Шую часть времени проводят с ровесниками. Нормы и критерии, принятые в

Кругу сверстников, становятся в некоторых отношениях психологически более


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: