double arrow

Может ли «domna» стать женой, и существовала ли любовь к жене

Достаточно исчерпывающий и краткий ответ одновременно на эти два вопроса нам может дать занятная стихотворная «переписка» между трубадуром Ги д’Юсселем, которому донна Гидас де Мондус предложила либо взять её замуж, либо стать с нею любовниками, и его кузеном Элиасом д’Юсселем[61].

Итак, Ги спрашивает совета у кузена, как ему лучше поступить в данной ситуации, на что он получает следующий ответ: «Конечно, каждый предпочтет // (Коль страстью он, как я, томим) // Владеть сокровищем таким // Всегда, а не один лишь год; // Приятней долго мужем пребывать, // Чем кончить дело, не успев начать»[62]. Таким образом, исходя из заданной ситуации и ответа Элиаса, можно сказать, что трубадур и дама могли связать себя узами брака. Но так ли всё просто на самом деле?

Ги отвечает так: «Во взоре Дамы свет мы зрим, // Жены же очевиден гнет»[63]. Это, вкупе с одним из правил «куртуазной любви» («Супружество не есть причина к отказу от любви»[64]) свидетельствует о том, что любовь к даме была отлична от любви к жене. Да, жену тоже можно было любить, как видим мы из печальной истории Гильема де ла Тора, который так и не смог оправиться после потери жены[65].

Жена и донна: насмешка и идеал

Обратившись вновь к истории Гильема де ла Тора, вчитываясь в строки, создается особое впечатление искривленности и ненормальности произходящего: мертвая вне гроба, бесполезная магия в попытке оживить, смущение разума трубадура дьяволом (кто же, кроме дьявола, мог заставить несчастного де ла Тора страдать ещё сильнее) делают картинку неестественной и прямо противоположной куртуазному облику прекрасной донны.

В пользу этой гипотезы говорит также история Гаусельма Файдита[66], который в какой-то момент становится совершенно анекдотическим персонажем, трансформируя себя и часть окружающего мира, включая жену, в нечто уродливое, вызывающее смех.

Вообще, если прочитать некоторые жизнеописания снова, такие жизнеописания, где трубадур (обыкновенно низкого происхождения) попадает в неестественные, неловкие или смешные ситуации, то почти всегда рядом оказывается его супруга, часто не привлекательная (толстая, мертвая, говорящая на другом языке, выглядящая иначе).

Дама же почти всегда остается благородной, возвышенной, умной, идеализированной, пусть даже «белый атлас» её рук становится частью Составной дамы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: