Как уже говорилось ранее, образ Прекрасной Донны представляется нам именно прекрасным и, если обратиться к некоторым произведениям трубадуров, написанных для их дам, то мы увидим там следующее, фактически подтверждающее красоту каждой воспеваемой дамы:
– «Кто, как Вы, меня пленит? // Нет! Такой услады глаз, // Столь прекрасной без прикрас, // Встретить не могу я»[47];
– «Эскиз к портрету // Я набросать хотел: // Улыбку эту, // Стан, что строен и бел»[48];
– «Но дама, чей стан красив, // Чье сердце кротко и нежно»[49].
Но так ли это? Сомнительно, что трубадуры воспевали всегда лишь юных и прелестных дам, да и сама «юность» могла значить не только фактический возраст, но и «возраст души»[50], что окончательно заводит в тупик, равно как и незнание точных дат рождения и смерти как многих трубадуров, так и многих их дам. Последнее делает затруднительным определения возраста на момент предполагаемой встречи, а, значит, и того, как предположительно могла выглядеть женщина. Впрочем, иногда среди произведений трубадуров можно найти такие, каковые помогли бы нам приоткрыть «завесу тайны» настоящего лица дамы.
|
|
Так Раймон де Мираваль, которого можно было бы назвать Дон Жуаном трубадуров, написал следующие строки: «Дам прекрасных имена // Мог бы я назвать тотчас... // Но восторг от них угас, // Их краса омрачена»[51]. Конечно, с одной стороны, подобные строки легко объяснить «угасанием» одной любви и «появлением новой», но, с другой стороны, учитывая богатый опыт Раймона, а также то, что для людей, живших в Средние века, человек в возрасте сорока пяти лет был не в самом расцвете сил, а фактически уже на самом закате жизни[52], то есть, может быть, здесь имелось в виду именно старение, увядание, потерю всякой красоты.
Кроме того, обратимся к сирвенте о Составной Даме авторства Бертрана де Борна[53]. На первый взгляд перед нами выраженное стремление трубадура к недостижимому идеалу, к самой идее «куртуазной любви», но, нужно учесть, что в данном произведении достаточно шутливый тон, что довольно слабо коррелирует с высоким идеалом. Возвращаясь к теме о красоте, отметим следующий пассаж: «Дама Аудьярт хранит // Куртуазных черт запас»[54]. Возможно, Бертран де Борн с помощью этих строк в некоторой уже не столько шутливой, сколько сатирической манере тонко отметил, что эта дама Аудьярт (или любая другая, скрывающаяся за этим именем, как за сеньялем) не отличается природной красотой, хотя в ней есть такие качества, как ум, просвещенность, умение вести светскую беседу и тому подобные, характеризующие «куртуазность» дамы.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, вероятно, в ряде случаев слова о красоте той или иной дамы были в некотором роде преувеличены, а трубадуры, скорее всего, желали с помощью лести получить почет, славу, место при дворе и платье из рук сеньора. С другой стороны, проводя параллель между куртуазным определением «юности», можно сделать предположение, что слова трубадуров могли быть и правдивыми, если они называли свою даму, не имеющую ни «белого атласа рук», ни белых зубов и «свежего цвета ланит», но обладающую пресловутой «куртуазностью», прекрасной, поскольку речь могла идти и о красоте души.