Философия характеризует человека не просто как существо социальное, но и как духовное, одухотворенное, обладающее сознанием. Русский религиозный философ И.Л. Ильин подчеркивал, что исследование внутреннего мира человека, духа и духовности является важнейшим предназначением философии. В противном случае она окажется «мертвым и ненужным» грузом в культуре общества. Н.А. Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как основных аспектах природы человека и его бытия в мире.
Понятие сознания - одно из самых древних и важнейших в философии. С его помощью выражается внутренний мир человека, раскрывается способность человека отражать в своей голове окружающий мир и самого себя в нем. Сознание - это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека. В силу своей сложности и многогранности оно является объектом изучения для многих наук - физиологии, психологии и педагогики, социологии и др. Сознание представляет собой специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного и философского познания.
|
|
Явление сознания трактовалось в истории философской мысли по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя. Так, с точки зрения философского идеализма («линия Платона») сознание («дух») - это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Сознание первично - так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материализм («линия Демокрита») и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно - вполне закономерное следствие эволюции, постоянного усложнения материального мира и совершенствования живой природы. В этом смысле сознание вторично - так утверждают сторонники «линии Демокрита» и науки.
В истории философии существовали и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывали мысль о том, что якобы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. одушевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие материалисты, Д. Бруно, Ф.И. Тютчев и др.).
Некоторые мыслители полагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем изначально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности, французский философ Р. Декарт в учении о «врожденных идеях» разума.
Обобщая данные естественных наук своего времени, в 1908 году Ленин высказал мысль о том, что «... в фундаменте самого здания материи можно... предполагать существование способности, сходной с ощущением», и поэтому «логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения».
|
|
Для решения вопроса о сущности сознания («Что это такое?») естественнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная («бездуховная») стала со временем материей ощущающей и одушевленной («одухотворенной»). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение - это универсальное (всеобщее) свойство материи.
Отражение представляет собой свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии). Отражение - это воспроизведение в себе других предметов. Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влияния друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции материального мира сформировался целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическим особенностям, выполняемым функциям.
Наука отмечает, что отражение существует в неживой природе. Здесь оно пассивно и проявляется в виде изменений механических, физических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обрело активный, а со временем - избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания.
Формы отражения в порядке их усложнения:
Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение в неоргани-ческом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, изменение цвета листьев с наступлением осени и т.п.
Раздражимость как форма отражения возникла вместе с появлением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свойственно ориентироваться на Солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрического разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая активность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствительность как способность ощущать окружающий мир.
Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно необходимые для существования животных, - форму, цвет, запах и др. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения - восприятие и представление. С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти.
Опережающее отражение - способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Известно, например, что животные умеют предчувствовать грядущие события - наступление холода, землетрясение. У человека это проявляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то, что еще как бы закрыто временем, но уже нарождается.
|
|
Психика животных есть их, говоря словами И.П. Павлова, «первая сигнальная система». Она является основой так называемого «элементарного мышления» высших животных. Это мышление («низший разум») и есть генетическая предпосылка (слово «генезис» означает происхождение чего-то) возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружающая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир «духа». Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как «мыслящей вещи» (Р. Декарт), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно - практически, т.е. преобразует его.
Значение отражения состоит прежде всего в том, что данное явление и процесс представляют собой способ, механизм для получения, сохранения и передачи информации, а также энергии от одних предметов к другим. Тем самым отражение на уровне живого мира является важным условием приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений, информации о действительности.