Отражение, его сущности и формы проявления

Филосо­фия характеризует человека не просто как существо социальное, но и как духовное, одухотворенное, обладающее сознанием. Рус­ский религиозный философ И.Л. Ильин подчеркивал, что иссле­дование внутреннего мира человека, духа и духовности является важнейшим предназначением философии. В противном случае она окажется «мертвым и ненужным» грузом в культуре обще­ства. Н.А. Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как основных аспектах природы человека и его бытия в мире.

Понятие сознания - одно из самых древних и важнейших в философии. С его помощью выражается внутренний мир чело­века, раскрывается способность человека отражать в своей го­лове окружающий мир и самого себя в нем. Сознание - это исходное философское понятие для обозначения и исследова­ния всех форм и проявлений духовного, имеющих место в дея­тельности человека. В силу своей сложности и многограннос­ти оно является объектом изучения для многих наук - физиологии, психологии и педагогики, социологии и др. Со­знание представляет собой специфический (невидимый, нео­сязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного и фи­лософского познания.

Явление сознания трактовалось в истории философской мысли по-разному, в зависимости от мировоззренческой пози­ции мыслителя. Так, с точки зрения философского идеализма («линия Платона») сознание («дух») - это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Сознание первично - так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материализм («линия Демокрита») и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно - вполне закономерное следствие эволюции, постоянного усложнения материального мира и совер­шенствования живой природы. В этом смысле сознание вторич­но - так утверждают сторонники «линии Демокрита» и науки.

В истории философии существовали и несколько иные точ­ки зрения. Так, ряд мыслителей высказывали мысль о том, что якобы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. одушевлена. Такие учения называют гилозоизмом (пер­вые греческие материалисты, Д. Бруно, Ф.И. Тютчев и др.).

Некоторые мыслители полагали, что способность человека мыс­лить якобы заложена в нем изначально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности, французский философ Р. Декарт в учении о «врожденных идеях» разума.

Обобщая данные естественных наук своего времени, в 1908 году Ленин высказал мысль о том, что «... в фундаменте самого здания материи можно... предполагать существование способности, сходной с ощущением», и поэтому «логично пред­положить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения».

Для решения вопроса о сущности сознания («Что это та­кое?») естественнонаучная философия и ввела в оборот поня­тие отражения. Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная («бездуховная») стала со временем материей ощущающей и одушевленной («одухотворенной»). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению про­блемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение - это универсальное (всеобщее) свойство материи.

Отражение представляет собой свойство материальных пред­метов, заключающееся в их способности воспроизводить (копи­ровать) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии). Отражение - это воспроизведение в себе других предметов. Оно проявляется только в ходе взаимодей­ствия (взаимного воздействия, влияния друг на друга) матери­альных предметов. По мере эволюции материального мира сфор­мировался целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическим осо­бенностям, выполняемым функциям.

Наука отмечает, что отражение существует в неживой при­роде. Здесь оно пассивно и проявляется в виде изменений ме­ханических, физических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отраже­ние в живой природе обрело активный, а со временем - изби­рательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять сре­ду своего обитания.

Формы отражения в порядке их усложнения:

Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение в неоргани-ческом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, изменение цвета листьев с наступлением осени и т.п.

Раздражимость как форма отражения возникла вместе с появлением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свойственно ориентироваться на Солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некото­рые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрического разряда. В назван­ных случаях уже имеет место простейшая активность, внутрен­нее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На ос­нове этих предпосылок у животных развилась чувствительность как способность ощущать окружающий мир.

Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как ее от­дела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно необходи­мые для существования животных, - форму, цвет, запах и др. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощуще­ний у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения - восприятие и представление. С их помощью психика уже способна сформировать целостный об­раз предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти.

Опережаю­щее отражение - способность предвосхитить, предугадать бу­дущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Известно, например, что животные умеют пред­чувствовать грядущие события - наступление холода, земле­трясение. У человека это проявляется в форме гаданий и про­гнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то, что еще как бы закрыто временем, но уже нарождается.

Психика животных есть их, говоря словами И.П. Павлова, «первая сигнальная система». Она является основой так называемого «элементарного мышления» высших животных. Это мышление («низший разум») и есть генетическая предпо­сылка (слово «генезис» означает происхождение чего-то) воз­никновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружаю­щая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир «духа». Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как «мыслящей вещи» (Р. Декарт), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно - практически, т.е. преобразует его.

Значение отражения состоит прежде всего в том, что данное явление и процесс представляют собой способ, механизм для получения, сохранения и передачи информации, а также энергии от одних предметов к другим. Тем самым отражение на уровне живого мира является важным условием приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений, информации о действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: