Сущность, структура и природа сознания

С точки зрения современной науки сознание - это высшая форма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свой­ством мозга, которое заключается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действи­тельности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщенный и оценочный характер, представляя собой един­ство «мирочувствия» и «мировидения». В своей действитель­ности сознание выступает как поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся необходимым условием его предметно-практи­ческой деятельности, всей его жизни.

Сознание является субъективным образом объективного мира, до­стоянием индивида. На его основе формируется определенное отношение человека к окружающему миру и к другим людям. Сознание - это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление им своей жизни, постанов­ка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознательное, играющее специфическую роль в жизни чело­века. Ядром же сознания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и иные сведения об окружающем мире. Источниками сознания являются окружающий человека мир (природные процессы и явления, социокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятельность мозга.

С точки зрения своей структуры сознание представляет единство психических способностей, процессов и состоя­ний, в которых отражается окружающий мир. Эта структура включает в себя:

- ощущения, восприятия и представления, несущие в себе простейшую информацию о внешнем мире;

- субъективные эмоционально-психологические пережи­вания, в которых выражено отношение к миру (радость, пе­чаль, восторг и т.п.);

- понятия, идеи и иные формы логической (рациональной) деятельности, которые обобщают опыт отражения;

- ценностные определения окружающего мира, т.е. восприя­тие его с точки зрения значения для человека;

- волевые процессы, устремленность к целям своей деятель­ности;

- память, т.е. способность хранить и воспроизводить инфор­мацию;

- бессознательное, включая и интуицию как «скрытое» со­знание.

Сознание - это не только знание о мире, но и боль о мире, страдание человека по нему, переживание его. Оно есть не только орудие познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет человеку выйти из мира и равнодушно отвернуться от него. Оно несет с собой грусть и тоску о мире, открывает бес­конечный трагизм существования человека в этом мире, его неизбежную смерть.

Структура сознания, таким образом, являет собой единство чувственно-эмоционального и понятийно-рационального на­чал. Это единство закреплено дихотомией человеческого моз­га - наличием в нем двух полушарий (левое и правое), которые различаются по своим функциям.

Природа сознанияхарактеризуется следующими моментами:

Первое. Сознание вторично. Это означает, прежде всего, что оно есть результат длительной эволюции живой природы и совер­шенствования форм отражения в ней. Во-вторых, содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мысли и т.д.) обуслов­лено воздействием внешнего мира, «взято» у него в ходе ак­тивной практики человека. Сознание всегда конкретно - исторично, т.е. непосред­ственно зависит от характера и содержания эпохи. Можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и современ­ного человека: дистанция в данном случае огромного размера.

Второе. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По сло­вам К. Маркса, сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». Пра­воту этого тезиса подтверждает история с известным литера­турным персонажем Робинзоном Крузо из романа английско­го писателя Д. Дефо. Чтобы сохранить свой человеческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни.

Третье. Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами челове­ка как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно вли­яет на стиль мышления, особенности восприятия мира (напри­мер, типы темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание - это та ре­альность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огор­чений.

Четвертое. Сознание - это всегда деятельность, в данном слу­чае рефлексивная (отражательная). В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только физических, но и духовных сил - работы органов чувств и сердца, разума человека, осмысления и переосмысления накоп­ленного опыта. Сознание как рефлексия существует в разных формах - в форме науки, религии, философии, искусства и т.д.

Пятое. Сознание имеет предметно-практическую природу. Это означает, что сознание постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной ре­альности в реальность объективную, материальную (сделанные вещи, поступки человека). Опредмечивание - это воплощение человеком своего «Я» путем создания нового мира в ходе прак­тики в различных ее формах. В этом мире сознание и «угаса­ет», переходя в иную - вещественную - форму. Напротив, по мере распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), и присваивает его себе.

Социальная сущность и природа сознания состоят также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а коллективно - как общественное существо. Чело­век формирует свое сознание лишь по мере включения в мир культуры, которая является воплощением и хранителем опы­та человечества. Вот почему самоизоляция и одиночество че­ловека - это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир.

Непосредственным носителем сознания является индивид (отдельный человек). Духовный мир индивида неповторим, та­инствен, а нередко и вовсе не поддается разгадке. «Человечес­кий череп, - писал Маркс, - есть неприступная крепость». Вот почему воспитание человека представляет собой очень большую сложность, ведь к каждому воспитуемому необходимо найти и применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и многие другие обстоятельства. Но все-таки сознание отдельных людей благодаря языку мо­жет стать достоянием всего общества. В таком случае формиру­ется общественное сознание - совместные формы отражатель­ной деятельности, некий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.). Обществен­ное сознание имеет сложную структуру и является весьма ак­тивным фактором исторического и культурного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: