С точки зрения современной науки сознание - это высшая форма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свойством мозга, которое заключается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщенный и оценочный характер, представляя собой единство «мирочувствия» и «мировидения». В своей действительности сознание выступает как поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся необходимым условием его предметно-практической деятельности, всей его жизни.
Сознание является субъективным образом объективного мира, достоянием индивида. На его основе формируется определенное отношение человека к окружающему миру и к другим людям. Сознание - это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление им своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознательное, играющее специфическую роль в жизни человека. Ядром же сознания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и иные сведения об окружающем мире. Источниками сознания являются окружающий человека мир (природные процессы и явления, социокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятельность мозга.
|
|
С точки зрения своей структуры сознание представляет единство психических способностей, процессов и состояний, в которых отражается окружающий мир. Эта структура включает в себя:
- ощущения, восприятия и представления, несущие в себе простейшую информацию о внешнем мире;
- субъективные эмоционально-психологические переживания, в которых выражено отношение к миру (радость, печаль, восторг и т.п.);
- понятия, идеи и иные формы логической (рациональной) деятельности, которые обобщают опыт отражения;
- ценностные определения окружающего мира, т.е. восприятие его с точки зрения значения для человека;
- волевые процессы, устремленность к целям своей деятельности;
- память, т.е. способность хранить и воспроизводить информацию;
- бессознательное, включая и интуицию как «скрытое» сознание.
Сознание - это не только знание о мире, но и боль о мире, страдание человека по нему, переживание его. Оно есть не только орудие познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет человеку выйти из мира и равнодушно отвернуться от него. Оно несет с собой грусть и тоску о мире, открывает бесконечный трагизм существования человека в этом мире, его неизбежную смерть.
|
|
Структура сознания, таким образом, являет собой единство чувственно-эмоционального и понятийно-рационального начал. Это единство закреплено дихотомией человеческого мозга - наличием в нем двух полушарий (левое и правое), которые различаются по своим функциям.
Природа сознанияхарактеризуется следующими моментами:
Первое. Сознание вторично. Это означает, прежде всего, что оно есть результат длительной эволюции живой природы и совершенствования форм отражения в ней. Во-вторых, содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мысли и т.д.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взято» у него в ходе активной практики человека. Сознание всегда конкретно - исторично, т.е. непосредственно зависит от характера и содержания эпохи. Можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и современного человека: дистанция в данном случае огромного размера.
Второе. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По словам К. Маркса, сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». Правоту этого тезиса подтверждает история с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо из романа английского писателя Д. Дефо. Чтобы сохранить свой человеческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни.
Третье. Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно влияет на стиль мышления, особенности восприятия мира (например, типы темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание - это та реальность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огорчений.
Четвертое. Сознание - это всегда деятельность, в данном случае рефлексивная (отражательная). В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только физических, но и духовных сил - работы органов чувств и сердца, разума человека, осмысления и переосмысления накопленного опыта. Сознание как рефлексия существует в разных формах - в форме науки, религии, философии, искусства и т.д.
Пятое. Сознание имеет предметно-практическую природу. Это означает, что сознание постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объективную, материальную (сделанные вещи, поступки человека). Опредмечивание - это воплощение человеком своего «Я» путем создания нового мира в ходе практики в различных ее формах. В этом мире сознание и «угасает», переходя в иную - вещественную - форму. Напротив, по мере распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), и присваивает его себе.
Социальная сущность и природа сознания состоят также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а коллективно - как общественное существо. Человек формирует свое сознание лишь по мере включения в мир культуры, которая является воплощением и хранителем опыта человечества. Вот почему самоизоляция и одиночество человека - это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир.
Непосредственным носителем сознания является индивид (отдельный человек). Духовный мир индивида неповторим, таинствен, а нередко и вовсе не поддается разгадке. «Человеческий череп, - писал Маркс, - есть неприступная крепость». Вот почему воспитание человека представляет собой очень большую сложность, ведь к каждому воспитуемому необходимо найти и применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и многие другие обстоятельства. Но все-таки сознание отдельных людей благодаря языку может стать достоянием всего общества. В таком случае формируется общественное сознание - совместные формы отражательной деятельности, некий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.). Общественное сознание имеет сложную структуру и является весьма активным фактором исторического и культурного процесса.
|
|