Общее изложение того, куда идти и откуда уйти

Всякий, кто тщательно исследует, хорошо ли,

плохо ли действие,

Должен сделать выбор, отбросив [дурное] и

приняв [хорошее].

Это выбор умного [человека], разбирающегося

в еде,

Который берет целительное и отказывается

от ядовитого.

Коль скоро достойный человек

Вступает на путь добра,

То все существа, включая и богов, радуются

этому,

Как от вида пылающего цветка лотоса

Утпала.

И, наоборот, когда низкий человек

Совершает бессовестные дурные действия,

То всякого, кто видит это, выворачивает от

тошноты,

Как [от вида] восставшего трупа,

изуродованного проказой.

Поэтому в этом мире существ

Человеку, желающему освобождения, отчего

же не прибегнуть

К этому нектару советов для обоих образов

жизни[18]

Подобных исполненных добром Солнцу и

Луне?

Таким образом, при помощи рифмы сложив

вереницу слов,

Используя наглядные примеры,

подтверждающие их,

[Я] дам добрые советы один другого краше,

Нанизанные друг за другом, словно

жемчужины на нить.

Драгоценное тело, наделенное свободами

и обретениями, Используйте обдуманно и не растрачивайте

попусту.

Посмотрите, как купец, добравшийся до

волшебной драгоценности,

Обхаживает ее со всеми совершенными

почестями.

Умный человек не смешивает

Добродетель и недобродетель, белые и

черные действия.

В смеси пыли и железного порошка

Магнит точно отделяет одно от другого.

Каков бы ни был процесс твоего роста,

Не бросай ту деятельность,

что отвечает твоему роду и потенциалу.

Хотя кукушку и вскармливают другие,

Она следует образу поведения своих

предков.

В случае же, если тебе достался плохой

потенциал,

Следуй за другими, высокородными.

Пусть даже лотос и растет из грязи,

Умный человек поднимается в сторону

Солнца.

Крепко с любовью и нежностью держись за

Постаревших отца и мать.

[Вспомни, как] Лебедь горько тоскует,

не смея подумать о расставании

С лотосовым прудом.

Молодость не течет плавно [как река],

И если занимаешься делами в одиночку,

То, словно замок построенный из песка,

[Рано или поздно твоя жизнь] лишается

возможности устоять самостоятельно.

Действовать, предварительно не размыслив

о том,

Какие дела хороши, а какие плохи –

Это словно черпать воду из худого ведра, –

До поры полное, иссякнет.

Действовать от случая к случаю,

Ни о чем не задумываясь, –

Это словно скакать на плохой лошади по

краю обрыва, –

Можно и не выбраться на хорошую дорогу.

Когда же прежде всякого дела

Всё продумываешь, то осуществишь что бы

то ни было.

Благодаря лукавству и хитрости карлик

Одним шагом обрел все «земли».

Тот, кто действует необдуманно,

Едва ли осуществит желаемое:

Разве известно, чтобы войско Яростного

Царевича (Гьябу Тумпо)

Добилось волшебной драгоценности?

Тот же, кто действует, неоднократно всё

продумав,

Не станет действовать противно

[выбранному] пути.

Слон, желающий погрузиться в озеро,

Идет [к нему] уверенно, не встречая преград.

Если тот, кто хитростью и лукавством

манипулирует существами,

Неумел и не знает осторожности,

То пусть он даже владеет чудотворным

лотосом, –

За крайние действия его убивает свой же

советник.

Если не слушать ничего из слов разумного

человека, что красиво, а что некрасиво, –

То, словно у колеса мельницы,

вращающегося под напором воды,

Смешно [думать], что [в твоей жизни]

вдруг случайно [настанет] передышка.

Болтовня обманщика не заслуживает

доверия, оставь [всё как есть] прямым.

Известно ведь, что кролик маленький и

непослушный,

Скинул‑таки льва в реку.

Если помыслы в глубине не чисты,

Не будет доверия просто к хорошим словам.

Даже если придать [напитку] вкус амриты,

Разве он станет эликсиром долгой жизни?

Если заранее не предпринимать необходимые

меры

Для той или иной деятельности, то

Словно повозка со сломанным колесом,

Стремясь к цели, можешь [невзначай]

застрять на дороге.

Во всяком деле следует прикладывать

своевременные усилия.

Если слишком запоздать, всё пойдет

насмарку,

Кукушка, когда возвращалась вместе со

стаей гостей

Опоздала, и её птенцы превратились во

вредоносных ястребов.

Если же начать дело раньше времени,

То может статься, что придется подчиниться

злой доле.

Хоть урожай зреет и цветы уже великолепны,

Но одно мгновение раньше [времени]

подсекает весь [результат] под корень.

Изъян, что образовался в твоем потоке ума,

Будь ты даже знатоком, вряд ли заметишь.

Великий Царь Правитель четырех мировых

континентов

Не думает, что у него в теле возможен яд.

Слова, что указывают на твои недостатки, –

Вот царь всех наставлений и советов.

Белый аконит, что устраняет заразные

болезни,

Хоть на вкус и груб, да подобен нектару.

Если пообщаешься с умным человеком,

знающим наставления,

Хотя бы один день, – приобретешь

достоинства.

Когда растения льна полежат хотя бы немного

Рядом с камфарой, приобретают приятный

аромат.

Если же водишь дружбу с человеком, знающим

[одни лишь] мешающие эмоции,

Даешь лишь замарать себя этому зловредному

противнику.

Когда ходишь в подчинении у черных

демонических нагов,

То даже когда просишь у них защиты, они

посылают проказу и гнойники.

Некоторые, оставив необходимую работу,

Занимаются лишь ненужными делами.

Так пчелы, уже пополнив запасы,

Всё равно продолжают изо всех сил

искать мед.

Некоторые, обманутые своим восприятием

[жизни],

Бессмысленно занимаются лишь земледелием.

Некоторые, [уже] прикованные к колоде

Владыки Смерти Шиндже,

[Всё] прибираются и ухаживают за своим

домом и поместьем.

Некоторые безумны из‑за плохих

привычных стереотипов,

И видят во всем хорошем плохое.

В очищающем потоке целебного нектара

Духи Йидаки [Преты – голодные духи]

видят поток расплавленного металла.

Некоторые, когда другие их обманывают,

Испытывают нестерпимое страдание.

Носорога, отвлекшегося на сладкий звук,

Жестокий охотник пронзает отравленной

стрелой.

Некоторые, исходя из недостаточных

соображений,

Щепетильны и осторожны когда нет

необходимости.

Свирепый бизон, обитающий в лесу,

Выйдя на открытый луг, поджимает хвост.

Некоторые, не имеющие достаточных

умственных способностей,

Нужный ритуал делают, когда не надо.

Эти герои, наряженные в доспехи,

Могут оказаться голыми, когда им

встретиться враг.

Другие, полагаясь в поведении на волю

случая,

Не считаются с тем, когда быть осторожным,

а когда беспечным.

Нищий бедолага, скитающийся по странам,

В какое место придет, – не известно.

Если, когда наступит время [праздника],

Не разукрасить [дом] величавыми

украшениями,

То даже сладкоречивый великий медитатор

Валун‑Пхаванг,

Из‑за дурного цвета и вкуса не примет

участия в действе.

Когда ты слышишь о доброте других,

[То думай: ] «Вот это хорошо, они

заслуживают похвалы».

Лебедь, хоть и предоставил лягушке защиту,

Но поскольку восхвалял самого себя, свою

же жизнь и потерял.

Пусть твои помыслы и высоки, и ты

думаешь о благе,

Но если ты не анализируешь, то опять

ошибаешься.

Алмаз – хотя и драгоценный камень,

Но если попадет в горло, будет как яд.

Кто думает: «Это маленькое, им можно

пренебречь»,

Доверять таким мыслям не следует:

Посмотри, как Ашока плодами [маленького]

семени

Сберег страну и людей.

Размах мудрости наидостойнейшего

человека

Тяжело разгадать и постичь.

Великую сокровищницу недвижимого

океана

Как ни измеряй, мерой не охватишь.

Про гадкого человека из касты изгоев

Узнаешь, что у него за подноготная,

не анализируя.

Еще до того, как увидел выгребную яму

помоев,

Отбросов, рвоты и нечистот, ее зловоние

уже распространяется.

Характеристики обычного человека

Не поймешь, если не проанализируешь:

Если не зажечь палочку благовоний,

Трудно разрешить сомнения, хорош ли

[их запах] или плох.

К достойному человеку сперва трудно

найти подход,

Но после этого [он] делается неизменным

защитником.

Волшебную драгоценность очень трудно

отыскать,

Но, когда нашел, она дарует всю силу

счастья и пользы.

С низким человеком легко поначалу

подружиться,

Но если долго с ним знаться, постепенно

[сам становишься] низким.

Когда просто попробуешь корень солодки,

он сладкий,

Но когда пробуешь его снова и снова, –

горький.

Высокого человека, обладающего заслугами,

Как ни оскорбляй, верх не возьмешь.

Владыка демонов бранил Высочайшего

Шенраба,

Но [лишь свой же] рот порвал до затылка.

Когда низкий человек добивается небольшого

превосходства,

Благородный святой его унимает.

Когда ум мутится от укуса ядовитой змеи,

Показано противоядие мускуса Магита.

Разумный человек, даже ценой своей жизни

будет хранить в секрете

Тайные слова, со значением которых он

считается.

Водное чудовище Чусин, даже когда

лишается тела и жизни,

Не выплевывает изо рта драгоценности.

Когда приходит пора словам, во время беседы

Разговаривайте открыто и с разнообразием

приятных слов.

Ачарья, практиковавший аскетизм речи,

Говорил мало, поэтому прослыл глупцом.

Когда поток мыслей [без умолку] изливается

в речи,

У кого хватит крепости ума, чтобы ее

дослушать?

Хоть песня жаворонка и прекрасна,

Но, поскольку многословна, ее никто не

слушает [до конца].

Куда бы ни приходил умный человек,

Важно подчиняться местным обычаям.

В стране царя Кхьикхьон[19]

Священник Шен действовал так, что якобы

принимал человеческое мясо.

Каковы бы ни были собственные обычаи в

какой‑то отдельной местности,

Не будьте высокомерны, меряя всё по нормам

своего [привычного] восприятия.

Когда [человек] оказывается на острове

обезьян,

Те насмехаются: «У людей нет хвостов?»

Достоинства умного человека, наделенного

разумением,

Можно описывать и другими прекрасными

словами.

Океан уже глубок и обширен,

Но осенняя Луна снова добавляет что‑то

[к его достоинствам].

Благую судьбу – умение разобраться в том,

что следует принять, а что отбросить, –

Восхваляют все существа.

Посмотри, как благородные, вступившие на

путь совершенного блага,

Оказались прибежищем и защитой для всех

мирских существ.

Просто благодаря присутствию этих

славных разъяснений в речи

Понимаешь то, что и следует знать, а именно

разницу между тем, куда идти, и тем, от

чего уйти.

Так, в зеркале из хрусталя, если просто

протереть его,

Ясно виден ни чем не скрытый образ с

обственного лица.

Это была первая часть «Славного разъяснения Знатока трактатов»: «Общее изложение того, куда идти и откуда уйти».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: