Так ли мы много работаем, как о том говорят?

Когда была опубликована книга Джульет Шор "Перерабатывающие амери­канцы" (1991), ее содержание казалось созвучным интуитивному впечатле­нию многих людей. За последние годы рабочий день среднего американца постоянно увеличивался, и мы видели в этом главный источник стресса. Как всегда, хуже всего пришлось простым рабочим.

Давайте попробуем оценить эти идеи с новых позиций. Действительно, согласно статистике в среднем работа ежегодно отнимает у американцев больше часов, чем у жителей других развитых стран. По среднему числу ча­сов рабочего времени США, с креативным классом во главе, опередили да­же Японию, долго считавшуюся нацией трудоголиков. Доклад Междуна­родной организации труда за 2001 год помещает нас по этому показателю на незавидное первое место среди развитых промышленных стран. Американ­цы работают на 137 часов (три с половиной недели) в год больше, чем японцы, на 260 часов (шесть с половиной недель) больше, чем британцы и почти на 500 часов (двенадцать с половиной недель) — чем немцы4. Мы чаще оста­емся на сверхурочную работу и меньше отдыхаем. Если работник частного сектора в США попросит у начальства месяц отпуска — что для многих евро­пейцев является нормой, — ему, скорее всего, укажут на дверь.

Тем временем, детальный анализ использования времени поставил под сомнение часть выводов Джульет Шор. Книга Джона Робинсона и Джеф­фри Годби "Время жить: как удивительно американцы используют свое вре­мя", вышедшая в 1993 году и переизданная в 1997 году с новыми данными, дает более сложную картину. В книге обобщаются материалы исследования, продолжавшегося сорок лет — проекта "Использование времени американ­цами". Каждые десять лет между 1965 и 1995 годами тысячи американцев в течение длительного периода вели подробные дневники времени под на­блюдением исследователей из Мэрилендского, Мичиганского и других уни­верситетов. Данные обзоров за 1975 и 1985 годы, наряду с другими фактами, Джульет Шор приводит в своей книге, чтобы продемонстрировать, как вы­рос средний показатель по отработанным часам с конца 1960-х по конец 1980-х. Однако Робинсон и Годби утверждают, что она во многих случаях ис­казила статистику5. На основании их работы, а также других исследований, можно сделать следующие заключения:

·В среднем за последние десятилетия не произошло существенного уве­личения рабочего дня американцев. Согласно анализу дневников вре­мени средняя продолжительность рабочей недели в случае мужчин сни­зилась с 46,5 часов в 1965 году до 42,3 в 1995 году, а в случае женщин — слегка возросла, составляя, соответственно, 36,8 и 37,3 часа. Применяя показатель "общей производительной деятельности", объединяющий оплачиваемый труд и домашнюю работу, Робинсон и Годби обнаружи­ли, что работающие женщины фактически стали тратить на работу меньше часов в неделю, причем их общая производительная деятель­ность снизилась с 66,6 часов в 1965 году до 62,9 в 1995 году, тогда как для работающих мужчин этот показатель упал на 1,6 часов — с 62,5 до 60,9 часов в неделю. Включение в расчеты безработных дает еще более низкий показатель6.

·Исследования дневников времени указывают на увеличение количе­ства свободного времени за тот же период. Между 1965 и 1995 годами оно возросло более чем на 6 часов, с 34,8 до 41 часа в неделю. В среднем у современных американцев свободное и рабочее время делятся при­близительно поровну7.

· Тем не менее, креативный класс безусловно лидирует по количеству от­работанных часов. Хотя на основании имеющихся данных нельзя сде­лать точные сравнения, по цифрам, приведенным Бюро трудовой статистики тистики (БТС), лица свободных профессий, технические специалисты и менеджеры чаще других работают 49 часов в неделю и больше8. Так поступает почти половина всех менеджеров и около 40% креативных специалистов.

·Представители рабочего класса обычно имеют более короткую рабочую неделю. Согласно БТС, всего 30% квалифицированных рабочих и 15% рабочих с низкой квалификацией трудятся дольше 49 часов в неделю.

· Креативному классу больше других приходится страдать от стресса и недостатка времени. По свидетельству Робинсона и Годби, почти две трети американцев с высшим образованием испытывали какой-либо уровень стресса, от умеренного до высокого, что приблизительно вдвое превышает этот показатель среди людей со средним и неоконченным средним образованием.

В своем предисловии ко "Времени жить" профессор Гарвардского уни­верситета Роберт Патнэм указал на элемент иронии, присутствующий в этих выводах:

«Наиболее тревожной тенденцией в американском обществе последних десятилетий стало увеличение разрыва в доходах и благосостоянии между различными классами. Робинсон и Годби привлекают внимание к не столь очевидной сопутствующей тенденции: менее образованные американцы имеют сейчас больше свободного времени, а их соотечественники с выс­шим образованием, как правило, меньше. Авторы видят парадокс в том, что "рабочий класс" проводит за работой все меньше времени, а некогда "пра­здный класс" не имеет досуга для своей праздности»1'.

Настоящими чемпионами в плане отсутствия сверхурочных часов можно назвать представителей высокооплачиваемых рабочих профессий, таких как квалифицированные рабочие в промышленности и строительстве. Они могут оставаться в пределах стандартных сорока часов в неделю, спокойно идти домой по окончании рабочего дня и получать хорошую зарплату. В об­служивающем классе высокая квалификация также обеспечивает подобные условия. Для низкооплачиваемых представителей каждого из этих классов заработать приличные деньги — проблема, поэтому многие из них подраба­тывают. В самое тяжелое положение попадают те, кому ради поддержания семьи приходится работать сразу в двух местах на полную ставку с мини­мальной зарплатой. Они трудятся 80 часов в неделю и по-прежнему време­нами сидят без денег: это современный эквивалент изнуренных заводских рабочих XIX века.

А что до креативных специалистов — почему же эти люди так много ра­ботают?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: