Тема 1. Культурная (социальная) антропология как учебная дисциплина и область научных исследований. Методы и основные направления исследований в культурной (социальной) антропологии. Проблема определения понятий «культура», «культурная антропология» и «социальная антропология». Разнообразие современных исследований в культурной (социальной) антропологии
Тема 2. Понятия «культура», «личность», «энкультурация». Взаимосвязь понятий «культура», «личность», «энкультурация». Структура культуры и факторы, влияющие на личность. Структура культуры и детерминанты личности Стратегия психокультурного исследования
Тема 3. Современная и традиционная культуры. Сравнительная характеристика современной и традиционной культур. Особенности современной индустриальной культуры
Раздел II. ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ ИНДИВИДОВ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Тема 1. Теория эволюции Дарвина. Утверждение принципа развития в органической природе. Теория незаметных изменений и «борьба за существование». Общая оценка концепции Чарльза Дарвина
Тема 2. Эволюция и генетика. Теории эволюции и их развитие «после Дарвина».
Тема 3. Антропология Дарвина-Геккеля и концепция наследственности Лебона-Ломброзо. Антропология Э. Геккеля. Концепция наследственности Лебона-Ломброзо. Практические последствия генетического детерминизма в поведении человека
Тема 4. Социально-психологические аспекты познания в биологии. Геном человека.Мифология «центральной догмы». Социально-психологические закономерности развития доктрин. Необходимость теории в генетике
Тема 5. Дискуссия о внутривидовом разнообразии человека. Концепция плавных переходов (клинализм) и отрицание биолого-географического разнообразия
Тема 6. Типы органического разнообразия индивидов. Примеры разнообразия в физической антропологии. Изучение органического разнообразия индивидов в «биологии человека». Необходимость интегрального подхода
Тема 7. Теории эволюции и происхождение человека. Многообразие теорий эволюции. Происхождение человека: информация к размышлению. Культурный тип деятельности и значение «первобытного» искусства в его становлении.