double arrow

Сущность революционного переворота, совершенного К. Марксом и Ф. Энгельсом в философии


Создав диалектический и исторический материализм, Маркс и Энгельс совершили революционный переворот в философии. Разработанное ими учение коренным образом отличается от всей прежней философии.

Предшествующие марксизму материалистические учения были преимущественно механистическими. И это не случайно. Из всех естественных наук в XVIII веке наибольшее развитие получила механика. Химия, по выражению Энгельса, существовала еще в наивной форме: в ней господствовала теория флогистона; био­логия была еще в пеленках; функционирование организма объяс­нялось здесь чисто механическими причинами; через призму зако­нов механики в этот период развития науки рассматривали и че­ловека: последний представлялся в виде сложной машины '. Меха­ника наложила свой отпечаток не только на другие науки, но и на философию. Философы-материалисты этого периода пытались объяснить мир на основе законов механики. Диалектический и исторический материализм свободен от механицизма. В объясне­нии явлений действительности он исходит из всего многообразия законов, считает, что законы механики позволяют понять лишь сущность механической формы движения материи. Что же касает­ся других форм движения материи, то их сущность определяется не законами механики, а специфическими законами, характер­ными для каждой из них.

Предшествующий марксизму материализм был метафизическим. Он не способен был представить мир в виде процесса, в истори­ческом развитии. Хотя материалисты этого периода и признавали движение, но его трактовка носила упрощенный характер. В про­тивоположность этому диалектический и исторический материа­лизм считает, что мир (материя) находится в постоянном движе­нии (развитии), обусловленном борьбой противоположностей, противоположных тенденций, свойственных всем вещам и явлени­ям природного и социального порядка.

Домарксовский материализм был созерцательным: его пред­ставители считали, что мир можно познать независимо от прак-тики^ от целенаправленной, предметно-преобразующей деятель­ности людей. Основоположники диалектического материализма, напротив, решительно ввели в теорию познания практику, кото­рая выступает здесь в качестве основы познания и критерия истины. Согласно диалектическому материализму, мир познается не путем созерцания происходящих явлений, а в ходе и в резуль-

1 См.: Маркс /Г., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 286.

тате активной деятельности людей, направленной на изменение тех или иных сторон действительности, в процессе практическо­го воздействия на нее.

Многие домарксовские философы считали, что их системы выражают абсолютную, окончательную истину. Такую точку зрения развивал, например, Гегель, объявивший свою философскую сис­тему абсолютной истиной. В отличие от подобных воззрений марксизм считает, что его философское учение не является ис­тиной в последней инстанции, что оно неизбежно будет изме­няться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и обще­ственной практики. Диалектический и исторический материализм имеет творческий характер.

Предшествующий материализм не был последовательным, за­вершенным. Его представители исходили из материалистических принципов лишь в объяснении явлений природы. Когда же заходи­ла речь о явлениях общественной жизни, они изменяли своим ис­ходным принципам, считая, что в обществе определяющим высту­пает духовное начало, сознание. В объяснении социальных яв­лений они были идеалистами, исходили из идеальных мотивов, побуждающих людей к деятельности, и не раскрывали действи­тельных причин, обусловливающих эти мотивы.

Создатели диалектического и исторического материализма не остановились на идеальных побудительных силах, а пошли дальше и открыли истинные причины идеальных побудительных сил людей, увидев их в материальной деятельности самих людей. Они откры­ли тот простейший, но скрытый под идеологическими наслоениями факт, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жили­ще и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься полити­кой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, про­изводство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государствен­ные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиоз­ные представления данных людей и из которой они поэтому дол­жны быть объяснены, — а не наоборот, как это делалось до сих пор»1. Маркс и Энгельс последовательно распространили материа­лизм на общество и историю, доказав, что в развитии общества оп­ределяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание, не идеи, а материальные условия жизни людей, производ­ство материальных благ и складывающиеся на этой основе эко­номические отношения.

Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс, естественно, пришли к выводу

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 350—351.

о решающей роли производителей материальных благ — народных масс — в общественном развитии и к пониманию классовой борь­бы как движущей силы исторического развития.

Домарксовские материалисты, выдвигая в качестве опреде­ляющего фактора развития общества ту или иную сторону созна­ния и объясняя на ее основе сущность общественной жизни, не могли заметить повторяемости и правильности в общественных явлениях разных стран, отличить в сложной сети социальных явлений важные и неважные явления. Они не способны были рас­крыть действительные законы исторического процесса. А без этого не могло быть подлинной науки об обществе. Выделение Марксом и Энгельсом производственных отношений в качестве определяю­щих все другие общественные отношения дало возможность обнару­жить повторяемость в жизни различных народов и обобщить об­щественные порядки разных стран в одно основное понятие об­щественно-экономической формации. Последняя характеризуется производственными отношениями, возникающими на основе опре­деленного уровня развития производительных сил, соответствующи­ми им политической и правовой надстройкой, формами обществен­ного сознания, семьей, бытом и т. д. Данное обобщение дало воз* можность перейти от простого описания общественных явлений с точки зрения идей того или иного автора к их строго научному анализу, открытию обусловливающих их законов.

С возникновением марксизма коренным образом изменилась основная задача философии. Домарксовские философы главным считали объяснение мира, его познание, диалектический и исто­рический материализм же своей задачей считает не только объ­яснение действительности, но и ее изменение, преобразование. Это придает марксистской философии революционный, действен­ный характер. Она выступает не только в качестве метода поз­нания действительности, но и метода ее революционного преобра­зования.


Сейчас читают про: