Речевое развитие

Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

· развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

· развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

· практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Центральным понятие данной области программы является понятие «Коммуникация» (от английского – сообщать, передавать), которое предполагает:

· осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

· передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;

· обмен мыслями, переживания по поводу внутреннего и окружающего мира;

· побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.

Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности 9игры, труда, продуктивной деятельности и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а так же элементы рассуждений.

Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирование следующих составляющих:

· собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонента);

· речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);

· невербальных средств (адекватное использование мимики и жестов).

: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

· формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

· развитие литературной речи;

· приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми художественого текста таковы, что с помощью книги ребенок в первую очередь раскрывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передачи опыта, накопленного человечеством.

При оформлении круга детского чтения педагогам и родителям рекомендуется в первую очередь руководствоваться принципом разностороннего развития ребенка (коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы или литературное образование детей.

Речевое развитие как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).

Программы Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие»
Комплексные программы «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» П/р Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010год Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Вариативные программы, технологии и методики
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Развитие речи детей 3-7 лет.– М.: ТЦ Сфера, 2010 Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.– М.: ТЦ Сфера, 2010 Максакова А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 Максакова А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. 1 книга от 1-4 лет. – М.: Издательство Астрель, 2010 Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. 2 книга от 4-7 лет. – М.: Издательство Астрель, 2010 Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду 2-4 года. – М.: Оникс, 2011 Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду 5-7 лет. – М.: Оникс, 2011

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: