Степень разработанности проблемы

Можно предположить, что, наверное, нет ни одного известного мыслителя или ученого в истории культуры, который бы так или иначе не коснулся в своих размышлениях проблемы добра и зла. Моральное зло - предмет исследования, интересующий ученых начиная с античности. С тех пор, как в III в. Плотин написал книгу «Эннеад», названную «О сущности и происхождении зла», в печати появлялось произведений, которые рассматривали проблему зла с точки зрения этики, философии, мифологии, религии, психологии и т.д. Эта тема постоянно развивается, вбирая в себя новые значения и рассматривается с новых сторон человеческой жизни. Каждая эпоха углубляет ее, расставляет сущностные акценты развития проблемы зла в культуре и антропологии.

В истории философии зло трактуется как следствие недостатка или отсутствие добра у Августина; в новоевропейской философии Лейбниц сводит его к единичному и частному, утверждая при этом, что с точки зрения целого зла нет; как иллюзия и результат конечности разума рассматривается Спинозой; Гегель определяет зло как следствие присущей всему негативности. Фридрих Ницше говорит о зле как преимуществе сильного, о превосходстве добра.

В современной социальной и культурной антропологии принято рассматривать зло через призму морали, которая имеет свое выражение в соблазне, эстетизации, разрушении и несправедливости. Именно это точки зрения придерживаются такие ученые как Е. Богат, Д.Б. Рассел, Е.В. Золотухина-Аболина. А.П. Скрипника в своей работе «Моральное зло в истории этики и культуры» представил различные формы морального зла, обусловленные степенью разности и осознания противоречий человеческой деятельности.

Зло как явление мифологического и религиозного сознания исследуется в работах Ж.-К. Фрера, М. Бубера, О. Конвея, Б. Райхенбаха, И.И. Евлампиева, Т.Н. Москальковой, М. Томсона.

Особый интерес в исследовании феномена зла представляют работы Ж. Бодрийара, И.Л. Галинской, Л.М. Баткина, К. Линденберга, М.Н. Бахтина, М.А. Орлова, Л. Каневского, и др., в них авторы разрабатывают темы различных проявлений зла и их отображения в литературе и искусстве.

В своем исследовании мы опирались на следующие источники: Дж. Фрейзер «Золотая ветвь», Э. Тэйлор «Первобытная культура», Л. Леви-Брюль «Первобытный менталитет», З. Фрейд «Тотем и табу», А.П. Скрипник «Моральное зло», Дж.Б. Рассел «Князь тьмы. Добро и зло в истории человечества».

Цель исследования: теоретическое обоснование возможностей изучения и получения опыта культурологического раскрытия культурных смыслов зла в дискурсе антропологического знания

Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать философско-эстетические, психологические и этимологические предпосылки и основания изучения феномена зла;

- рассмотреть восприятие зла на ранних этапах формирования этических и моральных представлений первобытного человека;

- выделить наиболее яркие персонификации зла, свойственные мифологическому мировоззрению;

- изучить формирование и применение первых попыток преодоления зла.

Объектом исследования является образ зла в пространстве культуры.

Предмет исследования: раскрытие социальной природы и антропологических смыслов зла в культуре.

Методы исследования. Основными методами анализа материала выступают сравнительно-исторический, конкретно-исторический, структурно-функциональный.

Хронологические рамки. Наиболее полную и разностороннюю информацию для лучшего понимания возникновения и формирования феномена зла позволяет получить обращение к первобытному периоду истории человечества.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: