Заключение. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Проблема зла была и остается неотъемлемой частью человеческой культуры. В философии зло представляет собой оценочную категорию сознания, означающую отрицательное, предосудительное в явлениях общественной жизни, а также в мотивах и поступках человека. Философия выделяет три этических версии зла. Согласно первой, натуралистической, зло исходит из самой природы человека; вторая версия - метафизическая, характеризуется поиском внешнего источника абсолютного зла, которым обычно выступает злой демон, дух, дьявол; третья версия – социальная, рассматривающая зло как феномен общества, она основана на соглашении между людьми в вопросах этики и морали.

В психологии проблема зла соотносится с понятием «тени» человеческой личности, то есть, представляет собой пласт вытесненных психических энергий коллективного и индивидуального бессознательного.

Рассмотрена этимология происхождения слова «Зло» в русском языке. Проанализировав ее можно предположить, что зло изначально не являлось этической или моральной оценкой человеческих действий или качеств характера. Злом или, точнее, понятием «зело» обозначалось излишество, выход за рамки нормального хода событий. То есть, первоначально оно не несло негативной оценки, но означало некое деструктивное начало, которое способно своей излишней энергией (и в том числе перетягиванием на себя этой энергии) навредить человеку.

2. Рассмотрено восприятие зла на ранних этапах формирования этических и моральных представлений первобытного человека.

Можно сказать, что человек, обладающий первобытным сознанием, регулярно испытывал необходимость не только интерпретировать и объяснять себе явления окружающей природы, но подчинять себе их, обращать на пользу. Такие попытки истолкования природы вылились в первобытную форму религии, состоящую по преимуществу из целого комплекса суеверий. Оценка зла на этом этапе определялась интенсивностью всплеска негативных эмоций. Основываясь именно на психических переживаниях дикаря, зло на этом этапе еще не имело различий между физическим злом и безнравственностью.

3. Типичным способом мифологического осмысления зла выступала персонификация. Наиболее очевидными и яркими образами зла, свойственными мифологическому мировоззрению являются образ колдуна и злого духа. Основанием для выявления колдуна могли являться как физические (уродства, альбиносы, паралитики и др.), так и социальные критерии, когда человек выделялся из общей массы за счет какого-то особого таланта или способности, не свойственной остальным членам племени. Колдуны наделялись способностями превращаться в животных, делаться невидимым, летать, находиться одновременно в двух разных местах и др.

Наряду с колдунами существовала более отвлеченная персонификация зла – в образе злого духа. Выделялись духи болезни, смерти, порчи имущества, посева, родов. Первобытный человек перед злым духом испытывал смешанное чувство почтения и ужаса. Таким образом, вера в добрых и злых духов стала фундаментом для формирования уже религиозных представлений о богах и бесах.

4. Первобытная культура в процессе эволюции выработала разнообразные способы борьбы со злом. Одним из самых ранних таких способов стала магия. Различается магия гомеопатическая, основанная на применении закона подобия, а также контагиозная, которая основывается на законе соприкосновения.

Помимо магии, первобытная культура создала мощнейшую систему социальных запретов, основанную на психологической реакции избегания. В форме такого запрета сознание первобытного человека видело перед собой решение задачи нейтрализации зла.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: