double arrow

Б) музыка

Периодизация истории русского музыкознания. Период до XVII века. Отсутствие крупных работ по музыке. Элементы философии музыки в составе богослужения. Музыка и пение. Происхождение христианского пения. Эманация небесного пения в земное церковного осмогласие. Овеществление осмогласия в церковном временном круге: суточном, недельном, годовом. Обоснование основ музыкального православия. Различия божественного пения и музыки (мусикии). Мирские песни. Сведения о мусикии (былины, «Слово о полку Игореве»).

Практические руководства по музыкальной практике: знаменные азбуки (с XV века), Степенная книга (1563), глава «Богогласное пение от Грек». Музыкальная терминология в азбуковниках. Знакомство с музыкальной жизнью других народов: «хождения» А.Никитина и епископа Авраамия.

Музыкознание в России в XVII веке. Знаменный роспев. Сложение крюковой (знаменной) нотации с буквенными пометами. Применение нотации для записи богослужебного пения. Устный характер бытования нецерковной музыки. Октоих. Обиходный звукоряд в его связи с древнегреческим и западным. Гексаих как русская ладовая система. Лады гексаиха. Обсуждение реформы церковного пения. Постановления Стоглава, послание патриарха Гермогена против неисправности текстов и применения в церкви многоголосия. Церковные соборы и комиссии: исправление певческих книг «на речь». Редакция ирмолога, составление «Извещения о согласнейших пометах» (1668) А.Мезенца.

II пол. XVII века – новый этап в развитии музыкального искусства. Появление строчного (многоголосного) и партесного пения. Реформа музыкальной нотации, линейное письмо. Первые русские музыкально-теоретические трактаты. Трактат И.Коренева «О пении божественном» (не позже 1671). Основные положения трактата. Поддержка мусикии как нового пения, обличение пения «ветхого», т.е. старороссийского знамени. Признание достоинств многоголосной музыки. Музыка как художество и как наука («вторая философия и грамматика»).

Н.Дилецкий (ок. 1630-после 1680) как теоретик музыки. Краткие биографические сведения. Трактат Дилецкого «Мусикийская грамматика» (редакции 1675 (?), 1677, 1679, 1681 годов). Определение мусикии. Виды мусикии. Становление двуладовой системы мажора и минора. Учение о звукоряде, сольмизации. Музыкальная нотация. Учение об аккордах. Голоса и функции голосов. Учение о композиции в ее связях с риторикой. Текст и музыка, их соотношение в композиции. Каденции (падéжи), классификация каденций. Жанры и формы музыки XVII века. Правила контрапункта. Значение трактата Н.Дилецкого.

Музыкознание в России в XVIII веке. Реформы Петра. Изменение социальной функции искусства. Развитие светских жанров. Становление русской композиторской школы. Первые оперные спектакли в России, отклики на них в печати. Развитие русской критической мысли. Статья Я.Штелина «Историческое описание оного театрального действия, которое называется опера» (1738). Обсуждение в печати первых русских опер Ф.Арайи. Критические высказывания М.Попова, П.А.Плавильщикова, И.А.Крылова. Выход «Драматического словаря» А.Анненкова (1787). Проблемы происхождения музыки и поэзии, синтеза искусств, музыкальной интонации в связи со словом в работах В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова.

Специальная литература о музыке. Литература по теории музыки. Характеристика анонимного труда «Краткособранная мусикия». Л.Эйлер (1707-1783) и его трактат по теории музыки «Tentamen novae theoriae musicae» (1739).

Литература по истории музыки. Первые переводные краткие очерки по истории музыки (1760, 1769). Работа Я.Штелина «Известия о музыке в России» (1770) на немецком языке, труд А.М.Белосельского «О музыке в Италии» (1778) на французском языке. Выход в свет «Карманной книжки для любителей музыки» (1795, 1796). Современное состояние классической музыки в «Письмах русского путешественника» Н.М.Карамзина (с 1791) и в книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Разработка теоретических основ русского национального стиля. Этнографические изыскания. Работы М.Гютри («Рассуждение о русских древностях», 1795) на французском языке и И.Гинрихса («Начало, успехи и нынешнее состояние роговой музыки», 1796) на русском и немецком языках. Собирательный этап в фольклористике. «Собрание русских простых песен с нотами» В.Трутовского (опубл. в 70-е гг.). Издание «Собрания народных песен с их голосами» И.Прача (1790) с предисловием Н.А.Львова. Попытка теоретического освещения проблем русской народной песни. Проблемы историзма в трудах по музыкознанию.

Музыкознание в России в XIX веке. I пол. XIX века. Подготовительный этап в истории русского музыкознания: освоение опыта мирового искусства. Работы Г.Державина, касающиеся проблем оперного театра. Общие основы оперного театра в работе А.Ф.Мерзлякова об опере на текст «Мельника» Аблесимова. Состояние и проблемы оперной критики.

Успехи отечественной фольклористики. Публикация сборника Кирши Данилова «Древние российские стихотворения» (1804,1818), сборника Н.А.Львова, И.Прача. О недостатках фольклористики. Работа А.Ф.Львова «О свободном и несимметричном ритме» (1858) как попытка осмысления русской национальной ритмики. Издание М.А.Максимовичем и А.А.Алябьевым сборника украинских песен «Голоса украинских песен» (1834), обработок русских народных песен И.А.Рупина, и Д.Н.Кашина. Статья Н.Гоголя «О малороссийских песнях» (1834). В.И.Даль, В.Г.Белинский о народном творчестве.

Проблемы изучения церковной музыки в трудах Е.Болховитинова (1804), И.Гончарова (1808), М.Макарова (1809) и В.Ундольского (1846). Литературно-публицистическая деятельность А.Д.Улыбышева (1794-1858). Монография о Моцарте (1843) на французском языке (русский перевод в 1890-1892 гг.).

В.Ф.Одоевский (1804-1869) как критик и теоретик музыки. Критическая деятельность Одоевского. Теоретическое направление в трудах Одоевского. Проблемы философии музыки. Руководство кружком «Общество любомудрия» (1823-1825). Выработка философских методов анализа музыки. Первопричина искусства. Сущность музыки. Виды искусства и составляющие каждого искусства. Музыка как вид искусства.

Полемика вокруг русской оперы. Верстовский и его оперы «Пан Твардовский» (1828) и «Вадим» (1823). Споры относительно опер М.Глинки. Обоснование позиций русской классической школы, ее путей. Отношение к другим художественным школам прошлого и настоящего: итальянская опера в России. Проблемы подлинности и народности искусства; другие вопросы в работах В.Ф.Одоевского, Н.А.Мельгунова, Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского.

II пол. XIX века. Изменения в области профессионального образования в России, открытие консерваторий в Петербурге (1862) и в Москве (1866). Потребность в системном изложении курса музыкальных наук. Обоснование А.Н.Серовым термина «музыкознание», подразумевающего изучение музыки «с технической, исторической и эстетической стороны».

Учебники гармонии П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова. Труд Н.Римского-Корсакова по инструментовке («Основы инструментовки», 1913). Работы С.К.Булича («Новая теория музыкальной ритмики», 1884), Ю.Н.Мельгунова («Элементарный учебник музыкальной ритмики», 1907), В.И.Петра («О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке», 1901), А.С.Аренского о формах вокально-инструментальной музыки (1893-1894) и сборника задач по гармонии (1897).

Создание и деятельность музыкальных обществ. Русское музыкальное общество (1859), Бесплатная музыкальная школа. Сообщества «Могучая кучка» (60-е гг.), беляевский кружок (80-е гг.). Значение для музыкальной культуры России деятельности кучкистов и беляевцев.

Подъем русской мысли о музыке. Деятельность А.Н.Серова, В.В.Стасова, Ц.А.Кюи, Г.А.Лароша. Критические работы А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, Н.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского. Борьба в печати за М.Глинку и национальное искусство. Постановка проблемы научного изучения источниковедения. О двух областях источниковедения: русской народной песне и ранних образцах церковного пения. Сборники русских народных песен в обработке М.Балакирева, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского. Статьи А.Серова «Русская народная песня как предмет науки» (1869-1871). Концепция самобытности русской музыки в работе А.Веселовского «Музыка у славян» (1866). Выпуски «Церковного пения в России» (1867-1869) Д.В.Разумовского. Основная проблематика литературно-критических работ А.Н.Серова, В.В.Стасова, Ц.А.Кюи, Г.А.Лароша.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: