Средневековья, враждебного чурания всяческой высоты, строгости и дисциплины
Духа, своего рода интеллектуальной перверсивности (если угодно будет
Простить мне это слово), как беременной женщине - тошнот и причуд
Беременности, - каковые, я говорил уже, надлежит забыть, чтобы радоваться
Ребенку. Нужно остерегаться путаницы, в которую слишком легко впадает
Художник путем психологической contiguity, как это называют англичане: как
Если бы сам он был тем, что он в состоянии изобразить, измыслить, выразить.
Фактически же дело обстоит так, что, будь он этим самым, ему решительно не
Удалось бы изобразить, измыслить, выразить это; некий Гомер не сочинил бы
Ахилла, некий Гете Фауста, если бы Гомер был неким Ахиллом, а Гете неким
Фаустом. Совершенный и цельный художник на веки вечные отделен от
"реального" и действительного; понятно, с другой стороны, как подчас ему
может осточертеть эта вечная "нереальность" и фальшивость сокровеннейшего
|
|
Его существования, - и что тогда-то и решается он на попытку вторгнуться
Однажды в самую запретную для него зону, в действительное, быть
Действительным. С какими шансами на успех? О них нетрудно будет
Догадаться... Это типичная прихоть художника: та же прихоть, которой подпал
И постаревший Вагнер и за которую ему пришлось так дорого, так фатально
Поплатиться (- из-за нее он потерял лучшую часть своих друзей). В конце
Концов, однако, отвлекаясь и от этой прихоти, кто бы не пожелал вообще, ради
Самого Вагнера, чтобы он иначе распростился с нами и со своим искусством: не
Парсифалем, а победнее, самоувереннее, более по-вагнеровски - менее
Смутливо, менее двусмысленно в отношении своей единой потребы, менее
По-шопенгауэровски, менее нигилистически?..
- Ну, так что же означают аскетические идеалы? В случае художника, мы
начинаем это понимать: просто ничего!... Или столько всего, что все равно
просто ничего!.. Исключим прежде всего художников: эти последние далеко не
Столь независимо чувствуют себя в мире и по отношению к миру, чтобы присущие
им расценки и их преобразование заслуживали сами по себе участия! Они были
Во все времена камердинерами какой-нибудь морали, философии или религии; не
Говоря уже о том, что им, к сожалению, довольно часто приходилось бывать
Чересчур гибкими царедворцами своих поклонников и покровителей и льстецами с
Отличным нюхом на уходящее или вот-вот приходящее начальство. По меньшей
мере они постоянно нуждаются в оплоте, опоре, уже установившемся авторитете: