глубочайшим их инстинктам. Так, например, Рихард Вагнер, когда "пришла
пора", взял своим проводником, своим защитником философа Шопенгауэра - кому
Бы пришло в голову, что у него хватило бы духу на аскетический идеал без
Поддержки, каковую предлагала ему философия Шопенгауэра, без авторитета
Шопенгауэра, достигшего перевеса в семидесятые годы в Европе? (не принимая
При этом в расчет еще и того, мог ли вообще существовать в новой Германии
Художник, не вскормленный молоком набожного, имперски-набожного образа
Мыслей). - И таким образом мы подошли к серьезнейшему вопросу: что это
Значит, когда аскетическому идеалу присягает на верность действительный
Философ, действительно положившийся на себя ум, как Шопенгауэр, доблестный
Муж и рыцарь со стальным взглядом, имеющий мужество быть самим собой,
Умеющий держаться себя и не уповающий на проводников и указания свыше? -
Нужно будет учесть здесь сразу же своеобразное и для известного рода людей
|
|
Чарующее отношение Шопенгауэра к искусству: ибо оно-то, по всей очевидности,
И вынудило прежде всего Рихарда Вагнера перейти на сторону Шопенгауэра
(после увещаний одного поэта, как известно, Гервега), причем столь
Решительно, что это обернулось совершенным теоретическим противоречием между
Ранним его и более поздним эстетическим кредо - между тем, что было
выражено, скажем, в "Опере и драме" и в сочинениях, изданных после 1870
Года. Что, пожалуй, поражает больше всего, так это главным образом
Бесцеремонное изменение его суждения о ценности и месте самой музыки: велика
важность, что до сих пор он делал из нее средство, медиум, "женщину",
Которая для преуспеяния решительно нуждалась в цели, в мужчине - именно, в
драме! Его разом осенило, что с шопенгауэровской теорией и реформой можно
Сделать большее in majorem musicae gloriam - именно, благодаря суверенности
Музыки, как ее понимал Шопенгауэр: музыка, стоящая особняком от всех прочих
Искусств, независимое искусство само по себе, не предлагающее, подобно им,
Слепки феноменального мира, а глаголящее, напротив, языком самой воли,
раздающееся непосредственно из "бездны", как наиболее сокровенное,
Изначальное, непроизводное откровение ее. Вместе с этим исключительным
Повышением ставок музыки, как оно, по-видимому, проистекало из
Шопенгауэровской философии, единым махом и неслыханно набил себе цену и сам
Музыкант: отныне он становился оракулом, жрецом, даже больше, чем жрецом,
своего рода рупором "в себе" вещей, неким телефоном потустороннего - он