Все-таки не вышел из-под чар кантовской дефиниции: как это случилось?
Ситуация довольно странная: слово "незаинтересованно" он истолковывает себе
На самый что ни на есть личный лад, исходя из опыта, который у него должен
Был принадлежать к числу наиболее регулярных. Мало о чем распространяется
Шопенгауэр столь уверенно, как о влиянии эстетического созерцания: он
Засчитывает ему то, что оно противодействует как раз половой
"заинтересованности", не иначе, стало быть, как лупулин и камфара; он
никогда не уставал превозносить это избавление от "воли" как великое
Преимущество и выгоду эстетического состояния. Так и подмывает спросить, не
восходит ли его основная концепция "воли и представления", мысль о том, что
освобождение от "воли" возможно единственно посредством "представления", к
Обобщению этого сексуального опыта. (Кстати говоря, во всех вопросах,
Касающихся шопенгауэровской философии, никогда не следует упускать из виду,
Что она принадлежит двадцатишестилетнему юноше, так что в ней имеет долю не
Только специфика самого Шопенгауэра, но и специфика этого жизненного
Возраста.) Послушаем, например, одно из бесчисленных выразительнейших мест,
Написанных им во славу эстетического состояния (Мир как воля и представление
I 231), вслушаемся в тон, выдающий страдание, счастье, благодарность, с
которыми произнесены следующие слова: "Мы испытываем то безболезненное
Состояние, которое Эпикур славил как высшее благо и состояние богов: ибо в
Такие мгновения мы сбрасываем с себя унизительное иго воли, мы празднуем
субботу каторжной работы хотения, и колесо Иксиона останавливается". Какая
пылкость речи! Какие картины мучения и долгого пресыщения! Какая почти
патологическая конфронтация времен: "таких мгновений" и постылого "колеса
Иксиона", "каторжной работы хотения", "унизительного ига воли"! - Но если
Допустить, что Шопенгауэр стократно прав в отношении своей собственной
Персоны, что дало бы это для уразумения сущности прекрасного? Шопенгауэр
Описал один из эффектов прекрасного, эффект волеутоляющий - единственно ли
Он регулярный? Стендаль, как сказано, - натура не менее чувственная, но
Более счастливо удавшаяся, чем Шопенгауэр, - подчеркивает другой эффект
прекрасного: "прекрасное сулит счастье"; существенным предстает ему как раз
возбуждение воли ("интереса") через прекрасное. И разве нельзя было бы в