Доказано, что наука в целом обладает нынче целью, волей, идеалом, страстью

Великой веры. Действительно, как было сказано, противоположное: где она не

Предстает новейшею формою проявления аскетического идеала - дело идет здесь

О крайне редкостных, преимущественных, отборных случаях, едва ли смогших бы

Спровоцировать перегиб в общем суждении, - там наука оказывается нынче неким

Пристанищем для всякого рода унылости, безверия, гложущих червей, despectio

Sui, нечистой совести - там она само беспокойство отсутствия идеалов,

Страдание от дефицита великой любви, неудовлетворенность недобровольной

воздержанностью. О, чего только не скрывает нынче наука! сколько всего

должна она, по крайней мере, скрывать! Трудолюбие наших лучших ученых, их

Обморочное прилежание, их денно и нощно коптящая голова, само их ремесленное

Мастерство - сколь часто смысл всего этого сводится к тому, чтобы намеренно

пропустить сквозь пальцы нечто! Наука как средство самоусыпления: знакомо ли

Вам это?.. Порою можно - каждому, кто общается с учеными, приходится это

Испытывать - зашибить их безобидным словом до мозга костей; можно озлобить

Против себя своих ученых друзей в момент, когда полагаешь почтить их; просто

Выводишь их из себя оттого лишь, что был достаточно груб, чтобы угадать, с

Кем, собственно, имеешь дело - со страждущими, которые не желают сами себе

Признаться в том, кто они такие, с усыпленными и обморочными, которые боятся

Лишь одного: как бы не прийти в сознание...

- А теперь всмотритесь-ка в те более редкостные случаи, о которых я

Говорил, - в последних идеалистов, доживающих нынче свой век среди философов

И ученых: может, в них-то и явлены искомые противники аскетического идеала,

его контр-идеалисты? Они и в самом деле мнят себя таковыми, эти "неверующие"

(ибо всем им без исключения свойственно неверие); казалось бы, в том именно

И состоит последний сколок их веры, чтобы быть противниками этого идеала,

Настолько серьезными предстают они в этом пункте, настолько страстными

Становятся именно тут их слова, их жесты, - следует ли уже отсюда истинность

того, во что они верят?.. Мы, "познающие", в конце концов проникаемся

Недоверием ко всякого рода верующим; наше недоверие выучило нас постепенно

Делать выводы, обратные тем, которые делались прежде: именно, всюду, где

сила веры чересчур выпирает на передний план, заключать к известной слабости

Аргументов, к неправдоподобности самого предмета веры. Мы также не отрицаем,

что вера "делает блаженным": оттого-то мы и отрицаем, что вера доказывает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: