во что она верит; она не обосновывает "истину", она обосновывает некоторое
Правдоподобие - иллюзии. Как же обстоит дело в этом вот случае? - Эти
Нынешние отрицатели и непричастники, эти безуклончивые ревнители только и
Только интеллектуальной опрятности, эти черствые, строгие, воздержанные,
Героические умы, составляющие честь нашей эпохи, все эти водянистого цвета
Атеисты, антихристы, имморалисты, нигилисты, эти скептики, эфектики,
Чахоточники духа (чахоточны в каком-то смысле все они без исключения), эти
Последние идеалисты познания, в которых только и обитает нынче воплощенная
Интеллектуальная совесть, - они и впрямь мнят себя как нельзя отторгнутыми
от аскетического идеала, эти "свободные, весьма свободные умы"; и все же да
Разглашу я им тайну, которую сами они не в силах заприметить - настолько
Впритык стоят они к самим себе: этот идеал как раз и является одновременно и
Их идеалом, сами они и представляют его нынче, и, возможно, никто больше,
Сами они и предстают одухотвореннейшим его вырождением, наиболее пробивным
Отрядом его воителей и лазутчиков, его коварнейшей, чувствительнейшей,
Неуловимейшей формой обольщения - если я в чем-то являюсь разгадчиком
загадок, то я хочу быть им в этом туре!.. Они еще далеко не свободные умы:
Ибо они верят еще в истину... Когда христианские крестоносцы на Востоке
Натолкнулись на непобедимый орден ассассинов, орден свободных умов par
Excellence, чьи низшие чины жили в послушании, равного которому не достигал
Ни один монашеский орден, они каким-то окольным путем получили намек и на
Тот символ и памятное слово, которое было сохранено только за высшими
чинами, как их secretum: "Ничего истинного, все позволено"... Ну так вот,
Это была свобода духа, этим была отменена даже вера в истину... Сподобилось
Ли уже когда-нибудь какому-либо европейскому, христианскому вольнодумцу
Затеряться в этом пассаже и его лабиринтных последствиях? знаком ли ему по
Опыту минотавр этой пещеры?.. Сомневаюсь, больше того, знаю, что все обстоит
иначе - этим безуклончивым ревнителям одного, этим так называемым "свободным
умам" ничто не чуждо в такой степени, как свобода и раскованность в
Упомянутом смысле; ни в каком отношении они не связаны крепче: их крепость и
Безуклончивость, как ни у кого другого, покоится именно на вере в истину.
Все это я знаю, должно быть, со слишком близкого расстояния: эту
Достопочтенную философскую воздержанность, к каковой обязывает такая вера,