Аскетического идеала неизбежно влечет за собою и оценку науки: для этого
протрите себе вовремя глаза и навострите уши! (Искусство, говоря наперед,
Ибо когда-нибудь я вернусь к этому более обстоятельно, - искусство, в
Котором рукополагается сама ложь, а воля к обману поддерживается чистой
Совестью, гораздо основательнее противопоставлено аскетическому идеалу,
Нежели наука: так инстинктивно чувствовал Платон, этот величайший враг
Искусства, какого до сих пор производила Европа. Платон против Гомера: вот и
весь доподлинный антагонизм - там пылкий доброволец "потустороннего",
Великий клеветник жизни, тут невольный ее обожатель, золотая природа. Оттого
Наемничание художника на службе у аскетического идеала есть верх
художнической коррупции, к сожалению, одной из наиболее распространенных:
Ибо нет ничего более охочего до коррупции, чем художник.) Даже с
Физиологической точки зрения наука покоится на той же почве, что и
|
|
Аскетический идеал: некое скудение жизни служит в обоих случаях предпосылкой
- охлажденные аффекты, замедленный темп, диалектика, вытеснившая инстинкт,
Лица и жесты, оттиснутые серьезностью (серьезностью, этим безошибочнейшим
Признаком нарушенного обмена веществ, растущей борьбы жизненных функций).
Рассмотрите те эпохи в развитии народа, когда на передний план выступает
Ученый: это эпохи усталости, часто сумеречные, упадочные - хлещущая отовсюду
Сила, уверенность в жизни, уверенность в будущем канули здесь в прошлое.
Перевес касты мандаринов никогда не сулит ничего доброго - равным образом
Восхождение демократии, мирных третейских судов вместо войн, равноправия
Женщин, религии сострадания и каких бы там еще ни было симптомов ниспадающей
Жизни. (Наука, понятая как проблема; что означает наука? - ср. в этой связи
предисловие к "Рождению трагедии".) - Нет! эта "современная наука" -
раскройте лишь глаза на это! - остается покуда лучшей союзницей
Аскетического идеала, и как раз оттого, что она есть самая бессознательная,
самая непроизвольная, самая таинственная и самая подземная союзница! Они
играли до сих пор в одну игру, "нищие духом" и научные противники этого
Идеала (к слову сказать, как бы их не приняли за противоположность первых,
Скажем за богатых духом, - они не таковы, я назвал их чахоточниками духа).
Эти прославленные победы последних: бесспорно, именно победы, - но над чем?
Аскетический идеал ни в малейшей степени не потерпел в них поражения, он был