с изысканнейшими научными манерами следовать "велениям своего сердца".
Равным образом: кто бы смог упрекнуть нынче агностиков, когда они, будучи
Почитателями Неведомого и Таинственного как такового, поклоняются нынче как
Богу самому вопросительному знаку? (Ксавье Дудан говорит где-то о ravages,
которые причинила "l'habitude d'admirer l'inintelligible au lieu de rester
tout simplement dans l'inconnu"; он считает, что древние обошлись без
этого.) При условии, что все, что "познает" человек, не удовлетворяет его
Желаниям, напротив, противоречит им и приводит его в трепет, какая
божественная увертка - быть вправе искать вину за это не в "желании", а в
"познании"!.. "Нет никакого познания; следовательно, - есть какой-то Бог":
что за новая elegantia syllogismi! что за триумф аскетического идеала! -
- Или вся нынешняя историография нет-нет да и приняла более
Жизнеуверенную, более идеалоуверенную позу? Ее благороднейшая претензия
Сводится нынче к тому, чтобы быть зеркалом; она отклоняет всяческую
|
|
телеологию; она не желает больше ничего "доказывать"; ей претит разыгрывать
Судейскую роль, и в этом сказывается ее хороший вкус - она столь же мало
утверждает, как и отрицает, она констатирует, она "описывает"... Все это в
Высокой степени аскетично; но в то же время и в еще более высокой степени
нигилистично, пусть не обманываются на сей счет! Видишь скорбный, суровый,
Но полный решимости взгляд - глаз, который приглядывается, как
Приглядывается одинокий полярник (должно быть, для того, чтобы не
вглядываться? чтобы не оглядываться?..). Здесь снег, здесь онемела жизнь;
последние вороны, слышимые здесь, называются: "К чему?", "Напрасно!",
"Nada!" - здесь ничего больше не преуспевает и не растет, разве что
петербургская метаполитика и толстовское "сострадание". Что же касается
другого рода историков, должно быть, еще "более современного" рода,
Сластолюбивого, похотливого, делающего глазки как жизни, так и аскетическому
идеалу, рода, пользующегося словом "артист", точно перчаткой, и целиком
Заарендовавшего себе нынче похвалу контемпляции, - о, после этих сладких
остроумцев испытаешь еще не ту жажду по аскетам и зимним ландшафтам! Нет!
черт бы побрал эту "созерцательную" братию! Насколько охотнее готов я еще
Бродить с теми историческими нигилистами в самом мрачном, сером, промозглом
тумане! - да, я не остановлюсь даже перед тем - допустив, что мне пришлось